Самому сделать казахское седло в домашних условиях. Его величество Седло: разбираем конструкцию и строение. Пошаговый процесс изготовления


Каждое седло состоит из нескольких обязательных элементов: каркаса, внутренней обивки, внешней обивки, ремешков и пряжек.

Основа седла

Основа большинства седел, будь то самое «топорное» кавалерийское или изящное седло для выездки, одна: каркас. Он называется ленчик и состоит из двух полок, соединенных дугами (гребнями), которые впоследствии станут передней и задней лукой. Ленчики могут различаться длиной, изогнутостью, наклоном полок, шириной и высотой гребней (рис.1).

Рисунок 1

Современные ленчики бывают нескольких видов:

  • Деревянные, изготовленные из цельного массива дерева, часто сочетаются с металлическими гребнями.
  • Из клееной древесины. Они менее прочные, чем древесные, зато более легкие и гибкие.
  • Металлические.
  • Из синтетических материалов (стеклоткань, фиберглас).

У каждого материала есть свои плюсы и минусы. Деревянные ленчики самые прочные и долговечные, выдерживают большую нагрузку и падения, но при этом очень тяжелые. Это самый старый и традиционный тип, часто сделан на заказ по индивидуальным меркам всадника и лошади. Альтернатива им - синтетические материалы, которые гораздо легче и дешевле в производстве, но такие же прочные и хорошо переносящие нагрузку. Правда, со временем они все хуже держат форму и становятся менее прочными. Ленчики из многослойной древесины легче цельных, но менее прочные. Они могут поломаться при большой нагрузке или падении лошади на седло, а со временем их и вовсе может повести.

Внутренняя и внешняя обивка седла

К ленчику крепятся все остальные детали седла. По его меркам вырезают основу для седла, которую после прибивают к каркасу и обтягивают. В качестве внутренней обивки служит легкий и упругий материал, например, поролон. Он в меру мягкий, но быстро изнашивается, поэтому набивку надо регулярно обновлять. В современных седлах верхнего ценового сегмента используется шерсть, а в моделях средней ценовой категории - пенистый или волокнистый наполнитель. Ими заполняются подушки, которые служат для амортизации. Между подушками остается канал, просвет, который обеспечивает расстояние между седлом и позвоночником и не позволяет зажимать спину.

Далее конструкцию обтягивают кожей, чаще всего используется воловья, буйволиная или свиная. Кожу распаривают, подгоняют под основу и натягивают по форме будущего седла. Швы, скрепляющие кожаные детали, должны быть ровными, закрепленными, без торчащих ниток. Сама кожа должна быть гладкой, без трещин, не поврежденной, гибкой, не пересушенной.

Английское седло в деталях


Рисунок 2

Внутренняя часть седла, на которой размещается всадник, называется сиденьем . У него есть самая глубокая часть, на которую, собственно, опирается наездник, и талия (твист) - самая узкая часть ближе к передней луке. Глубина сиденья обеспечивает плотную и глубокую посадку с низким центром тяжести.

Спереди седло ограничено невысокой передней лукой , которая располагается над холкой и защищает ее. Сзади седло заканчивается задней лукой , она немного выше передней и нужна для обеспечения комфортной уверенной посадки.

Боковые части седла - это крылья . Форма и положение крыльев помогают всаднику удобнее сесть, разместить колени, найти упор. В зависимости от типа седла они могут быть разного размера, вынесены вперед или опущены отвесно вниз. На переднем и заднем краях крыльев иногда размещаются коленные и подколенные подушка бенфуторы (упоры, валики). Они помогают ноге найти упор при прыжках, быстрых аллюрах.

Под юбкой (малым крылом) спрятан шнеллер - металлический замочек, к которому пристегивается стременной ремень. Обычно шнеллер защелкнут, но от резкого рывка он должен расстегнуться, спасая жизнь всаднику. Стременной ремень выскакивает из открывшегося замочка, и лошадь не потащит за собой человека с запутавшейся в стремени ногой (рис. 3). Стременной ремень, на который надевается стремя, называется путлищем . Он имеет несколько дырочек для регулировки длины, а ненужный его конец заправляется в петлю-держатель на крыле седла.


Рисунок 3

Под большим крылом спрятаны приструги , обычно две или три с каждой стороны седла. Это ремни, к которым пристегивается подпруга, держащая седло на лошади. Подпруга - широкий ремень из кожи, резины, толстой тесьмы или синтетических материалов (неопрен). Чтобы седло не сползло вперед, его можно закрепить задней подпругой (подхвостником), а чтобы не уползло назад - пристегнуть подперсье . Для их фиксации на седле обычно есть складные D-образные кольца.

Приструги и пряжки от тела лошади отделены подкрыльем , которое не дает коже и металлу натирать бока.

Форма и снаряжение седла может меняться в зависимости от задачи, которое оно выполняет, но основные детали остаются неизменными независимо от типа седла.

Рисунок 4

1 - Задний бенфутор 2 - Передний бенфутор 3 - Приструги

Рисунок 5

1 - Передняя лука

2 - Сиденье

3 - Задняя лука

4 - Подушки

5 - Петля-держатель для заправки конца путлища

6 - Задний бенфутор

8 - Передний бенфутор

9 - D-образное кольцо для пристегивания подперсья

Опытные наездники знают как важно правильно подобрать седло для лошади. Комфорт человека и животного в этом случае на первом месте. Амуниция, подобранная исключительно под наездника может причинить неудобство и даже боль лошади, а если под коня, то здоровье человека также под угрозой. Чем отличается женское седло от универсального? На что обратить внимание при изготовлении седла, чтобы прогулки на лошади были одинаково приятны для обоих?

Виды седел

В зависимости от функционального назначения различают следующие виды:

Спортивные , подразделяются на подвиды: выездковое, конкурное, скаковое и троеборное. Используются в различных видах соревнований по верховой езде. От конфигурации седла зависит правильное исполнение сложных движений лошади и наездника в тандеме.

Строевое и рабочее - наиболее комфортные. В конструкции предусмотрена дополнительная набивка. Разрабатывалось с целью уменьшения нагрузки на позвоночник животного в длительных походах и максимально возможного времени нахождения наездника верхом. Используются в армии, в фермерских хозяйствах. Данная группа делится на подвиды:

  • пастушье;
  • ковбойское;
  • походное;
  • военное;
  • парадное.

Виды седел

Охотничье . На охоте сейчас практически не используется. Можно увидеть на выставках. Сконструировано так, чтобы всадник мог удерживать равновесие, отпустив поводья, и одновременно стрелять из ружья. Специальная конструкция облегчала всаднику преодоление препятствий.

Дамское . По отзывам девушек очень неудобная вещь. Левая нога наездницы должна находиться в стремени, а правая располагаться на луке. Для того чтобы девушка не соскальзывала, седло обивали замшей или бархатом.

Современные дамы предпочитают ездить в обычных, а женские седла теперь чаще используются в торжественных выходах, театрализованных и костюмированных представлениях. Ранее дамские седла для лошадей использовались для того, чтобы дама во время езды верхом выглядела максимально элегантно.

Универсальное . Подходит для легких дневных прогулок, используется в бытовых ситуациях, если под ним лошади ходить недолго и по хорошей дороге. Изготавливается из различных материалов, поэтому разница в стоимости может быть довольно ощутимой.

Попробуем свои силы

Самостоятельное изготовление этого предмета снаряжения довольно сложный и трудоемкий процесс. Поэтому если отсутствуют навыки, седло для лошади лучше приобрести готовое или работать под присмотром опытного седельщика. Если же мастер уверен в своих силах и готов к работе, начинаем работу.

Ленчик

Самая важная деталь. Ее изготавливают с учетом габаритов лошади. Берут гибкую жесткую проволоку, выкладывают на спину животного, слегка надавливают по очертаниям спины лошади и получают каркас. Полученный силуэт переводим на картон и вырезаем. Получаем заготовку для макета. Прикладываем к спине лошади и проверяем, чтобы все параметры были соблюдены. Если заготовка идеально ложится на спину животного, продолжаем.

Далее находим самую высокую точку на холке. Отмечаем место на 4 пальца ниже лопатки, здесь будет находиться передняя лука. Потом находим место, в котором закончится задняя лука и спинную впадину, от верхней точки холки до окончания седла.

Материалом для ленчика служит дерево. Встречаются ленчики из фанеры и из стеклоткани. Т.к. в самом элементе много изгибов, до идеального совпадения его подгоняют специальными инструментами.
После удаления шероховатостей и недочетов еще раз прикладываем ленчик к спине коня и еще раз окончательно подгоняем.

Важно! Расстояние от спины животного до седла должно быть не меньше 2-3 пальцев. Если помещается 4 пальца, то животному под ним будет неудобно. Так же вредно, если седло сдавливает бока лошади. Также плохо, когда оно широкое, т.е. расстояние меньше 2 пальцев.

Начинаем работать с внутренней обивкой

Чтобы ленчик не впивался в спину лошади и не натирал, используют поролон в несколько слоев. Подкладочный материал выкраивают по контурам ленчика с припусками в 2-3 см. Собираем в таком порядке: к ленчику прикладываем форму из фанеры, затем к ней прибиваем гвоздями многослойный поролон. Гвозди по длине выбираем такие, чтобы они смогли «зацепиться» за сам ленчик.

Важно! Внутреннюю обивку нужно равномерно разместить по всей площади.

Внешняя обивка подвергается интенсивной нагрузке

Поэтому материал для нее нужно подбирать прочный и износостойкий. Чаще всего используют кожу или кожзаменитель. Работа с кожей требует дополнительных затрат времени и определенных навыков. Проще использовать грубый нескользкий материал, например, драп. Но тканевая обивка изнашивается очень быстро, поэтому мастеру надо быть готовым к частой ее замене. Закрепляем материал.

Симметрично закрепляем подпруги и стременные путлища

Для этого изнутри седла устанавливаем крепеж, а к нему прикрепляем путлища и стремена. Затем пришиваем ремни подпруг. Если же мастер желает сделать их съемными, то придется предусмотреть дополнительные крепления. Подпруги, путлища, кольца, стремена и пристежки лучше приобрести в специальном магазине.

Все, седло готово. Обязательно примеряем его на лошадь и отправляемся в пробную поездку. Если проявились недостатки, их можно смягчить потниками из мягкой плотной ткани, например войлока. Потник должен повторять форму седла. Если наездник и лошадь не чувствует дискомфорта, значит все идеально. Поздравляем, вы справились!

Седло является самой дорогой и важной частью снаряжения. Качество ручной работы, разнообразие материалов, которые применяются в изготовлении седел напрямую влияют на его стоимость. Наездники с опытом советуют правильно подбирать седла в зависимости от того, как будут использоваться ездовые животные, не жалеть средств на седло для лошади.

Изготовление седла: видео

Опытные наездники знают, что от качества седла зависит многое. В первую очередь – здоровье и работоспособность вашей лошади. Часто новички в конном спорте допускают одну и ту же ошибку: выбирают седло под себя. Это откровенно неправильный подход, ведь при неправильном подборе этой амуниции вы можете серьезно травмировать лошадь. И уж поверьте, раны на спине животного – это самый минимальный ущерб, который вы нанесете своему любимцу вследствие некачественной экипировки.

Седло для лошади фото

Делаем седло для лошади своими руками

Седло для лошади традиционно изготавливается в несколько этапов. Каждая его часть выполняет свои функции, то есть качество их изготовления – это крайне ответственный процесс.

Ленчик

Первое от чего зависит комфорт животного и, соответственно, наездника – это ленчик, то есть основа седла. Зачастую она состоит из пар деревянных дощечек, скрепленных на концах металлическими дежками. Это самая «ответственная» часть каждого седла, с которой невозможно справится на авось, нужно рисовать макет исходя из параметров лошади. Для того чтобы его сделать, вам понадобится:

  • кусок толстой проволоки длинной около 122 сантиметров;
  • картон;
  • ножницы.

Обзаведясь этим инструментарием, поэтапно проводим следующие действия.

  1. Кусок проволоки кладем на холку и очень аккуратно, но с нажимом, как можно точнее повторяем контуры спины лошади за лопатками там, где будет располагаться передняя часть (лука) ленчика.
  2. Осторожно снимаем получившуюся форму, накладываем ее на кусок картона.
  3. Полученный контур как можно точнее обводим так, чтобы на картоне получился макет нужной части спины лошади.
  4. Вырезаем получившийся макет и пробно прикладываем к спине лошади. Необходимо, чтобы картонный «ленчик» полностью повторял все параметры животного.
  5. Если он подходит – приступаем к следующим, если нет – снова проделываем действия, описанные выше, пока макет не будет соответствовать параметрам лошади.
  • замер самой высокой части холки;
  • место расположения передней луки ленчика (на четыре пальца ниже лопатки);
  • окончание холки (самая низкая часть спины);
  • место предположительного окончания седла. Оно должно быть не ниже восемнадцатого позвонка;
  • изгиб верхней линии спины (от холки до грудного восемнадцатого позвонка).

Когда все измерения и макет готовы можно приступать к изготовлению полноценного ленчика. По технологии их выделяют три вида.

  1. Когда ленчик вырезают из цельного куска дерева.
  2. Когда ленчик изготавливают из клееной фанеры.
  3. Когда ленчик сделан с помощью стеклоткани (эпоксидный клей + стеклоловолокно).

Мы возьмемся за самый популярный и, в принципе, традиционный вариант – ленчик, вырезанный из цельного куска дерева. Для того чтобы его сделать, возьмите небольшой кусок прочного дерева, отлично подойдет дуб, соразмерный вычисленными выше параметрами. С помощью стамески и рубанка вырежьте нужную форму. Обратите внимание, что традиционно ленчик – изогнутой формы, то есть в работе не обойтись без электролобзика и наждачной бумаги, с помощью которых и можно достигнуть такого внешнего вида.

Внутренняя обивка

Обработав дерево, согласно меркам, можно приступать к следующему этапу – изготовлению внутренней обивки седла. Самый простой материал для внутренней обивки седла – поролон. Конечно, этот материал имеет ряд существенных недостатков. Например, быстрая изнашиваемость, из-за этого «начинку» седла придется постоянно обновлять. К счастью, поролон – достаточно дешевый материал и он не нанесет существенный ущерб вашему бюджету.

Чтобы закрепить его на седле нужно пройти несколько этапов.

  1. В зависимости от плотности поролона сложите его в несколько слоев.
  2. Вырежьте нужную форму, отталкиваясь от параметров ленчика. Учтите, что готовая подложка должна быть на несколько сантиметров больше ленчика, а его края – немного свисать.
  3. Далее приступаем к креплению. На ленчик «набиваем» основу для седла. Ею может послужить обычная фанера, также вырезанная по соответствующим меркам.
  4. С помощью обычных гвоздей набиваем на фанеру поролон. Стоит отметить, что гвозди должны входить в основу ленчика. В противном случае от вашего седла не останется и следа.

Так, проделав вышеописанные шаги, вы приблизитесь к завершающему этапу изготовления седла.

Наружная обивка

Теперь седло нужно обтянуть кожей. Сделать это самостоятельно, без соответствующей техники – практически нереально, ведь кожа – прихотливый материал и требует хотя бы предварительного распаривания, не говоря уже о подгонке и ее натяжке. Поэтому, как альтернативу кожаному покрытию можно использовать любую прочную ткань. Как вариант, испробуйте мешковину или шерстяной «коврик», они, конечно, будут требовать постоянной замены, но при надлежащем уходе продержатся достаточно долго. Теперь просто обшиваем наш ленчик выбранной тканью и вуаля – седло готово. По желанию можно также нашить сзади и спереди седла тряпочные холмики. Они будут служить дополнительной опорой и препятствовать падению в случае непредвиденной ситуации.

Подпруги

Теперь остается подумать лишь об вспомогательных креплениях (подпругах), которые будут удерживать седло в неподвижном состоянии во время езды. Их можно приобрести в специализированных магазинах. Чтобы сделать самому, потребуются дополнительные знания не только в коневодческой области, но и в кузнечной сфере ведь основная часть крепления – бляха, с помощью которой регулируется нажим на спину лошади. Так, когда готовая веревка-крепление уже есть у вас в наличии, приступайте к ее креплению. Для этого просто нашейте обе части вышеупомянутой веревки по обе стороны седла. Следите за тем, чтобы они располагались симметрично и были намертво пришиты. Выполнив это, вы закончите все части седла лошади. По желанию к нему также можно дошить стремена, если вы опытный ездок и можете «запрыгнуть» на лошадь без помощи ступеньки, то вам они не понадобятся.

Изготовив седло, очень важно примерить обновку на любимицу, сделать пробную поездку. Если лошадь чувствует себя хорошо, седло не натирает ей бока и спину, и не вызывает дискомфорт, то все в порядке, вы справились с поставленной задачей. Приятных поездок!

Умение правильно подобрать и закрепить седло - важная часть в уходе за лошадью. Существует множество видов сёдел, разных размеров и с разной конструкцией. Можно даже сделать его своими руками.

Строение седла для лошади

Седло является непростым устройством, с большим количеством составляющих. Из чего же оно состоит? Основные части:

  • ленчик;
  • сиденье (каркас);
  • передняя и задняя лука;
  • стремена;
  • шнеллер;
  • крыло или фендер (у седла вестерн);
  • седельные подушки.
Это общий состав разных видов седел. Перед использованием каждого из видов, необходимо ознакомиться с индивидуальной схемой.

Знаете ли вы? Самым тяжёлым жеребцом в мире является Сампсон, который весил целых 1520 кг .

Виды седел

Утверждение, что типы лошадиных седел равны количеству видов лошадей, было бы неправильным. Их намного больше. Катание на лошади требует многих усилий от лошади и всадника. Иногда для того, чтобы животное могло набрать большую скорость, сидение должно быть неудобным для всадника.
Для того, чтобы разобраться как каждое из них называется, сколько весит, какие они бывают, нужно потратить много времени. Ниже представлены основные характеристики и отличия, вес в кг и предназначение для каждого вида. Первым рассмотрим прогулочное.

Универсальное прогулочное

Эта амуниция предназначена для всех тех, кто ценит комфорт, а также хочет получить удовольствие от размеренной верховой езды. Оно используется для преодоления средних дистанций в неспешном темпе, прогулок верхом. В универсальном седле сочетаются черты двух других:

  • для выездки;
  • для прыжков.

Вес варьируется в зависимости от модели, но составляет приблизительно 5 кг.

Английское

В нем нет рожка и подушек. В зависимости от высоты передней и задней луки, длины, расположения или форма крыльев, глубины сиденья английское делится на подвиды по предназначению:

  • туристическое;
  • для конного поло;
  • скаковое;
  • охотничье;
  • конкурсное;
  • дамское и т. д.

Вес варьируется от 4 до 7 кг.

Вьючное

Предназначено для транспортировки вьюков. Его конструкция позволяет равномерно распределить и надежно закрепить груз на спине лошади. Сохраняет спину от повреждений, уменьшает давление груза на грудь коня. Вес небольшой, около 2-3 кг.

Полочное

Название происходит от особенности строения седла. Оно имеет две выгнутые доски-полки. Конструкция использовалась и в давние времена, когда лошадь использовалась в основном как транспортное средство. Вес может доходить до 15 кг. В свою очередь делится на несколько видов.

Пастушье

Разработано для того, чтобы пасти скот, сидя верхом на коне. Обеспечивает удобство и комфорт как всаднику, так и лошади. Вес составляет около 7 кг.

Дамское

Подходит лишь для лошадей с длинной спиной. Предназначено только для женщин. Долго пребывать в этом седле не желательно, так как длительные переезды вызывают дискомфорт у всадницы, в силу расположения тела. Отличается длинными полками. Вес женского седла - до 8 кг.

Кавалерийское

Строевое седло используется в военной кавалерии. Строение позволяет оптимально распределить вес наездника. Весит кавалерийская амуниция около 7–11 кг.

Пробежное

Имеет пластиковые полки, что значительно облегчает вес устройства. Разработано специально для пробегов. Вес - до 6 кг.

Казачье

Полки казачьего седла намного короче кавалерийских. Основной целью конструкции является обеспечивание удобства всаднику, но не коня. Особенность - отсутствие кожаной крышки (ее заменяет мягкая подушка). Весит приблизительно 5–9 кг.

Охотничье

Позволяет наезднику чувствовать лошадь, держать ровную осанку. Не прикасается к холке. Вес составляет около 10 кг.

Офицерское

Было создано для работников милиции и состава армии, для использования на парадах. В наше время используется в основном для длительных поездок, езды в поле. Вес - до 7 кг.

Как подобрать седло для лошади

Среди такого большого выбора разных конструкций, которые отличаются своим необычным дизайном (как, например, монгольское или турецкое) Существует несколько основных правил для подбора седла. Соблюдая их, можно с лёгкостью подобрать удобное как для наездника, так и для коня.

  1. Очень важно подобрать устройство, подходящее по размеру. Всё зависит от веса всадника и параметров лошади. Часто индивидуальную размерную сетку предоставляет производитель конструкции.
  2. Оно не должно мешать лошади во время движения, сжимать лопатки, впиваться в позвоночник и касаться холки.
  3. Важно использовать подвид седла по его прямому назначению (скаковое - для прыжков, выездковое - для выезда и т. д.).
  4. Необходимо изучить анатомическое строение лошади, её особенности, возможно, проконсультироваться с ветеринаром.

Важно! Если после выезда вы заметили повреждения на коже лошади под седлом или подпругой, обязательно обработайте их антисептиком и подберите другую амуницию.

Как приучить лошадь к седлу

Перед началом обучения животного, нужно быть уверенным в том, что:

  • она вам доверяет;
  • уже была обуздана;
  • знает базовые команды;
  • ознакомлена с вальтрапом, гуртой и уздечкой.

Конь должен быть достаточно взрослым (около 3-х лет). Амуниция должна быть по размеру, удобная и качественная.
Обучение выглядит следующим образом:

  1. Осторожно наденьте седло на лошадь, без стремян. Скорее всего, она начнёт нервничать, но амуницию снимать нельзя, надо подождать, пока она не станет спокойнее.
  2. Подтяните подпругу, закрепляя её постепенно, чтобы конь привык к ощущениям.
  3. Пройдитесь с ним, можно использовать повод или завести его на корд.
  4. Садиться нужно только с помощью ступеньки для посадки.
  5. Не делайте резких движений, ведите себя спокойно.
  6. Забравшись на ступеньку, начните надавливать на сидение руками, постепенно переводя на него весь свой вес.
  7. После этого этапа спокойно и размерено сядьте в седло, побудьте там около 15 секунд, слезьте.
  8. Повторите процедуру несколько раз.
  9. Позже нужно поводить коня, сидя на нем, чтобы он почувствовал всадника.
  10. Начинать сразу управлять им не стоит, пусть почувствует свободу.
  11. После этого можно начинать приучать лошадь к уже известным ей командам, но управляя ногами и озвучивая их привычное название.

Важно! Привязывать животное нельзя, вместо этого лучше попросить кого-то помочь подержать его.

Видео: приучение к седлу, начало заездки

Как сделать седло для лошади своими руками

Такую сложную конструкцию можно попробовать сшить своими руками. Сделать это непросто, нужно приложить много усилий и набраться терпения для этого дела. Изготовление состоит из нескольких этапов, и каждый из них очень важен.

Размеры и выкройка

Размер седла определяется:

  • весом всадника;
  • параметрами лошади (высота в холке, длина спины).

Основой седла является ленчик, для него и необходимо приготовить выкройку (макет).

Для его изготовления понадобятся:

  • картон;
  • 130 см проволоки;
  • ножницы.

Создаётся макет по такой схеме:
  1. Возьмите часть проволоки и прижмите к телу лошади за лопатками, где располагается передняя часть луки ленчика. Проволока должна приобрести очертания спины.
  2. Потом приложите её к картону, обведите контур.
  3. Вырежьте макет и примерьте лошади. Он должен идеально подходить под её размеры.
Процесс изготовления ленчика по макету будет описан ниже.

Материалы и инструменты для работы

Материал и инструменты должны быть качественные и в хорошем состоянии. Из материалов вам понадобятся:

  • цельный кусок дерева, или клееная фанера, или стеклоткань (на выбор для ленчика);
  • поролон для внутренней обивки;
  • гвозди;
  • фанера для основы;
  • кожа или другая крепкая ткань для внешней обивки;
  • крепкие нитки.

Будут необходимы следующие инструменты:
  • ножницы;
  • стамеска;
  • рубанок;
  • электролобзик;
  • наждачная бумага.

Пошаговая инструкция изготовления

Изготовить амуницию можно всего в три этапа. Тем не менее к каждому из них нужно подойти с особой кропотливостью. Стоит понимать, что самодельное седло будет требовать ремонта чаще, чем покупное.

Изготовление ленчика по макету

Ленчик можно создать из разных материалов:

  • дерева;
  • стекловолокна;
  • клееной фанеры.

Наиболее доступным материалом считается цельный кусок дерева. Этот случай и рассмотрим. Прежде всего нужно выполнить ряд измерений:

  • наивысшая точка холки;
  • расположение передней луки ленчика (находится на 4 см ниже лопатки)
  • изгиб спины (от холки до 18-го позвонка);
  • самая низкая часть спины;
  • место, где будет заканчиваться конструкция (должно быть выше 18-го позвонка).

После этого можно приступать к изготовлению ленчика:

  1. Выберите кусок дерева (лучше дуба), который подходил бы по вышеуказанным параметрам.
  2. Начните предавать ему форму, используя рубанок и стамеску.
  3. Сделать ленчик изогнутым можно при помощи лобзика и наждачки.

Так должен выглядеть окончательный результат:

Внутренняя обивка

Самым распространённым материалом для внутренней обивки является поролон. Он достаточно быстро изнашивается, но при этом очень дешёвый, поэтому его замена не ударит по вашему кошельку. Приступим к работе:

  1. Если поролон не плотный, необходимо сложить его в пару слоёв.
  2. Вырежьте необходимую форму, которая подходит под параметры ленчика. Подкладка должна быть немного больше него.
  3. После этого «набиваем» основу (фанерку,вырезанную по параметрам) на ленчик.
  4. Гвоздями прибейте поролон к основанию. Они должны быть достаточно длинными, чтобы достать до самого ленчика.

Наружная обивка

Последний этап изготовления седла заключается в обтягивании его кожаным чехлом или другим плотным материалом. Им необходимо просто обшить уже готовый ленчик. Для увеличения уровня безопасности амуниции, можно нашить спереди и сзади тканевые холмики (они помешают всаднику упасть или соскользнуть с седла).

Знаете ли вы? Окрас лошади оказывает своё влияние на её характер.

Как надеть седло на лошадь

Перед седланием обязательно нужно вычистить лошадь, чтобы во время езды ей ничего не натерло и не поранило. В процессе придерживайтесь некоторых правил:

  1. Первым кладётся вальтрап. Его нужно класть достаточно высоко,чтобы он прикрывал часть холки.
  2. Кармашек должен находиться сразу за ногой животного.
  3. После этого одеваем седло. В нём ничего не должно болтаться, стремена должны быть закреплены.
  4. Подпруга должна лежать сверху.
  5. Положите седло на вальтрап аккуратно, без резких движений.
  6. При помощи креплений закрепляем конструкцию на вальтрапе.
  7. Затем закрепляем подпругой. Брать её нужно осторожно, чтобы не ударить коня.
  8. Под крылом седла находятся приструги, с их помощью нужно затянуть подпругу. Иногда используют двойную подпругу.
  9. Затягивать ее нужно медленно, чтобы не причинить боль лошади. Не перетягиваем.
  10. После опускаем стремена и садимся верхом.

Как садится в седло

Садится на лошадь можно как с земли, так и со специальной ступеньки. Если лошадь очень высокая, а вы новичок, обязательно воспользуйтесь возвышением.

Пошаговая инструкция

Садится верхом достаточно просто, но и этот процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Для начала нужно проверить, правильно ли закреплено седло на животном. Если нужно, подтянуть подпруги. Проверьте, не сместился ли вальтрап.
  2. Затем необходимо подогнать стремена под свой рост. Длина стремя должна быть приблизительно равна длине руки от запястья до подмышечной впадины.
  3. Садиться на лошадь нужно с левой стороны. Станьте лицом против хода коня около его передней ноги. Перехватываем повод так, чтобы он был немного натянут. Также нужно прихватить небольшую часть гривы.
  4. Вставляем левую ногу в стремя на широкую часть стопы. Держимся правой рукой за заднюю луку сиденья, становимся к нему лицом. Затем нужно оттолкнуться правой ногой и перекинуть её через седло.
  5. Если после вышеуказанных манипуляций оно сместилось, нужно выровнять его, встав на стремена.

Видео: посадка на лошадь

Меры безопасности

Езда верхом - достаточно опасный вид спорта, поэтому даже при седлании лошади необходимо помнить о некоторых мерах безопасности.

  1. Если вы новичок, обязательно попросите кого-то более опытного постоять рядом и, в случае чего, помочь.
  2. Необходимо подобрать подходящую обувь и одежду, которая надёжно на вас сидит.
  3. Особое внимание стоит уделять молодым лошадям, седлать их нужно очень осторожно, чтобы это не закончилось травмами.

Как снять седло с лошади

Снимать амуницию с коня достаточно просто:

  1. Сначала нужно подтянуть стремена.
  2. После этого отсоединить подпругу от корпуса, отстегнув ремешки под крылом седла.
  3. Аккуратно просуньте руку под седло, приподнимите и стяните его с лошади без резких движений.
  4. В конце снимите вальтрап.

Без седла невозможно представить конное снаряжение, поэтому так важен его правильный подбор и использование.

Наездники с опытом утверждают, что выбор седла – важное мероприятие. От него зависит самочувствие лошади и ее работоспособность. Те, кто недавно пришел в конный спорт, подбирают седло под себя – это грубейшая ошибка. Последствия ее могут быть самыми печальными, вплоть до получения лошадью травм. В лучшем случае животное просто изранит спину. Эту важную часть экипировки можно заказать у специалистов, но для сравнения мы рассмотрим, как сделать седло для лошади самому.

Седло для лошади можно сделать и вручную

Женское седло

Дамское седло – необходимый элемент экипировки лошади наездницы. Ключевым отличием женского варианта является присутствие 2 лук слева спереди. Дамское седло может иметь вес до 13 кг. Длина его равна бедру наездницы. Используется широкая подпруга, которая обладает большей прочностью.

Дамский вид седла имеет прямую и широкую поверхность.

Ленчик

Основа седла – ленчик, он влияет на удобство для наездника и лошади. Часто он имеет вид парных дощечек из дерева, которые соединены по краям дежками из металла. Это наиболее важная составляющая любого седла. Ее не получится сделать «как-нибудь». Придется чертить эскиз, опираясь на размеры конкретного животного.

Ленчик является основой седла

В процессе создания макета пригодятся следующие инструменты: ножницы, картон и отрезок толстой проволоки, имеющей длину около 1,22 м. После подготовки всего перечисленного, приступаем к конкретным действиям:

  • Проволоку кладут на холку и изгибают ее, тщательно повторяя рельеф спины лошади позади лопаток в том месте, где впоследствии расположиться лука ленчика.
  • Проволоку аккуратно снимают и прикладывают на подготовленный картон.
  • Вдоль проволоки на картоне рисуют линию. В результате получится шаблон измеренной части спины животного.
  • Полученный шаблон вырезают и пробуют приложить туда, откуда брались замеры. Нужно, чтобы макет из картона в точности повторял все изгибы на теле лошади.
  • Если получилось идеально, то переходят к следующему шаблону. В противном случае – повторяют первые четыре пункта до тех пор, пока не получится желаемый результат.

Кроме описанного, необходимо узнать следующие параметры:

  • Наивысшая точка холки.
  • Точка расположения передней луки ленчика. Она находится на расстоянии 4 пальцев от лопатки вниз.
  • Конец холки, где спина имеет самую низкую высоту.
  • Точка предполагаемого заднего конца седла. Но не ниже 18 позвонка.
  • Кривизна верхней линии спины, начиная от холки до конца седла на лошади.

По окончанию замеров и создания макетов, начинают изготавливать настоящий ленчик. Существует три вида технологий:

  • Из массива дерева.
  • Из склеенной фанеры.
  • Из стеклоткани, которая состоит из стекловолокна и эпоксидки.

Рассмотрим пример изготовления по наиболее распространенному и классическому варианту – из цельной древесины. Для этого берут высокопрочную доску (например, дуб), которая подходит по установленным размерам. Придание необходимой формы производится стамеской и рубанком. Заметьте, что классический ленчик имеет изогнутую поверхность.

Поэтому придется воспользоваться электрическим лобзиком и наждачкой, которые помогут придать соответствующий рельеф заготовке.

Ленчик для седла можно изготовить из разных материалов

Внутренняя обивка

Закончив работать с деревом по созданным шаблонам, приступают к внутренней обивке. Эту работу легче всего выполнить при помощи обычного поролона. Указанный материал не лишен изъянов. Одним из недостатков является малый срок службы, что требует регулярного обновления подкладки. Однако поролон стоит относительно недорого, поэтому это повлечет значительных финансовых потерь. Процедура крепления его к седлу для лошади следующая:

  • Если поролон тонкий, то его складывают в несколько раз. Все зависит от вида и плотности.
  • Опираясь на размеры ленчика, вырезают необходимую форму. По краям делают запас в несколько сантиметров, чтобы края свисали.
  • Непосредственно крепление начинается с прибивания фанерной основы на ленчик, которая сделана предварительно по снятым меркам.
  • Поролон крепят к фанере гвоздями, которые вбиваются в деревянную основу. Иначе седло для лошади будет испорчено.

Поролон хорошо подходит для внутренней обивки

Наружная обивка

После проделанных действий, приступают к финальному этапу: обтягивание кожей. Выполнить это своими руками, не имея необходимого оборудования крайне сложно. Потому что кожа – особый материал, требующий распаривания, натягивания и подгонки. Но есть и альтернативный вариант: применение любой очень прочной ткани.

Можно попробовать сделать обшивку из мешковины или шерстяного коврика. В отличие от кожи, их срок службы будет коротким, но грамотный уход может этот период значительно продлить.

Выполняют обшивку ленчика подобранной тканью и седло готово к эксплуатации. Если есть желание, то в передней и задней части нашивают холмики из тряпок, служащие для поддержки и помогающие спастись от падения в экстренных случаях.

Для обтяжки кожей нужно иметь соответствующее оборудование и навыки

Подпруги

Пришло время задуматься и о дополнительных крепежах (подпругах). Они служат для удержания седла на лошади во время движения. Они продаются в специальных магазинах, но лучше приобрести в готовом исполнении. Смастерить их своими руками можно, но для этого нужны особые знания и умения, в том числе в кузнечном деле. Они потребуются для создания бляхи – основы подпруги, которая служит для регулирования притяжения седла к лошади.

Когда подпруга уже есть в наличии, ее крепят. Оба конца веревки пришивают к разным краям седла для лошади, контролируя симметричность и прочность соединения. На этом создание конструкции завершено.

Если есть необходимость, то стоит пришить стремена. Наездники с большим опытом могут обходиться и без них.

Создать для своей лошади седло (дамское, скаковое, кавалерийское и т.д.) можно без особых трудностей. Процесс этот требует внимательности и аккуратности, но результат вас не разочарует. Такая амуниция сделает поездку верхом еще более приятной.