Простой настольный этюдник своими руками чертежи. Как сделать мольберт для рисования своими руками. Материалы для создания мольберта для рисования


Для тех, кто увлекается живописью, предлагаем построить ящик-этюдник, домашний и походный мольберты и этюдник-мольберт на телескопических ножках.

Этот этюдник прост по конструкции и несложен в изготовлении. С ним можно ходить на этюды, писать с натуры, сидя на земле или на раскладном стуле. На рисунке 1 видно его устройство. Этюдник состоит из ящика, в отделениях которого расположены материалы для живописи: краски, флакон с растворителем (маслом или скипидаром), масленка, кисти, кож, тряпка и т. п. Сверху ящик накрывается палитрой. На палитру выкладываются краски. Перед тем, как сделать мазок на будущей картине, их смешивают или разбавляют скипидаром. С одной стороны палитра вставляется под гвоздики (или полоски), вбитые в боковую стенку ящика (со стороны петель), а с другой — запирается металлической пластиной. Это необходима для того, чтобы краски, расположенные на палитре, не попали на этюд, располагающийся на этюдной доске в крышке этюдника, между палитрой и этюдной доской таким образом создается соответствующее расстояние.
Этюдная доска вставляется в пазы крышки этюдника, запирается поворотной планкой. Откидывая ее, можно снять этюд и вставить обратно в пазы крышки.
Металлический фиксатор устанавливает нужное для работы положение крышки, ее наклон.
Расстояние между петлями зтюдника и осью вращения фиксатора должно быть больше половины длины фиксатора, иначе он не будет удерживать крышку. Длина фиксатора легло определяется опытным путем. Для этого его делают сначала из бумаги и определяют положение на этюднике, а затем уже вырезают из металлической пластины.
По бокам этюдника расположены металлические ушки. Через них продергивается обыкновенный ремень, на котором косят этюдник в руке или на плече.
МОЛЬБЕРТ ДЛЯ РАБОТЫ ДОМА, (см. рис. 2). Он собирается из двух брусков, связанных между собой сверху шипом, а в середине перекладиной, и одного опорного бруска, расположенного сзади. Передние бруски и опорный брусок соединены петлей и могут складываться.
На брусках-ножках просверлены отверстия, в которые вставляются штырьки для крепления доски-полки.
ПОХОДНЫЙ МОЛЬБЕРТ. Эта простая вещь нужна для работы в походе. Посмотрите на рисунок 3. Мольберт этот собирается из трех палок, скрепленных вверху ремнем. В нем, так же как на передних стойках домашнего мольберта, сделайте отверстия и штырьки из гвоздей или палочек для установки этюда.
МОЛЬБЕРТ-ЭТЮДНИК. Юные художники, уже имеющие некоторый опыт в столярном и слесарном ремесле, наверняка захотят сделать себе настоящий мольберт-этюдник (см. рис. 4). Им можно пользоваться дома и на улице, он удобен в переноске и не требует много места при хранении. Основные детали мольберта-этюдника — ящик с металлическим дном, крышка с этюдной доской, фиксаторы и складные ножки.

На крышке располагаются подвижные держатели (проволока 4— 5 мм), поддерживающие эскиз большого формата.
Эти же держатели служат запором для крышки и ящика.
Изготовление мольберта начните с крышки (1) и ящика (2). Они должны быть сделаны из прочного материала, боковые доски соединены шипами и склеены. Стенки ящика имеют снизу паз для крепления выгнутого из листового металла дна ящика (3 и 4).

На рисунке показано, как расположено это дно и как око прибивается к стенкам ящика (5).
Телескопические ножки (А и Б) закреплены шарнирно на осях (6).
Собираются они из двух частей (7, А и В).
Полая половина ножки (А) делается из листового металла или из двух уголков и запаивается по шву. В верхнюю часть ножки забивается деревянная вставка с отверстием для втулки.
Выдвижная нижняя часть ножки (Б) тоже металлическая. Она полностью заполняется деревянной вставкой. Внутри полой ножки вставляется пружина (Д), удерживающая ножку в ящике. Фиксируются обе половинки ножки барашком (В). Для прочности конец ножки (А) (там, где расположен барашек) укреплен железной полоской. В металлической накладке (Г), расположенной сбоку но ни, просверливается отверстие, в которое ввинчивается небольшой болтик для фиксатора.
На рисунке показано, как располагается ножка (В) в полости дна этюдника (8). Для прочности этого соединения туда вставляется выгнутый из металлической полоски кронштейн (А), через который пропущена ось ножки (Б).
На этом же рисунке видно расположение фиксатора (Г) и запирающего устройства (Д).
Фиксатор крышки этюдника (10, А), так же как в первом этюднике, рассчитывается опытным путем и делается сначала из бумаги.
Проволочные держатели (Б и Д) изготовляются из толстой проволоки. Загнутый конец проволоки должен входить в отверстия на передней боковой стенке ящика и запирать крышку и ящик.
На крышке держатель фиксируется маленьким тройничном (Е), спаянным из отрезков тонкой трубочки. В одной трубочке нарезается резьба для барашка.
Этюдная доска (В) выпиливается из фанеры. Сбоку к ней приклеиваются бортики из дерева, чтобы сырой этюд не прилипал к стенке крышки.
С. ПИВОВАРОВ Рис. автора. Журнал Юный техник.

Выполняется этюдник из дерева, при этом желательно подобрать для него неколкую мелковолокнистую древесину, например яблони или что-то вроде этого. Фанеру для крышек следует поискать потоньше, стандартная 4-миллиметровая фанера толстовата и грубовата.

Если тонкая фанера не подвернулась, склейте эпоксидной смолой два куска шпона (фанеровки), расположив их волокна во взаимно перпендикулярных направлениях и крепко сжав куски между листами толстого стекла.

Конечно, не возбраняется этюдник изготовить из оргстекла или полистирола, функции свои при этом он, безусловно, сохранит, а технологически сделать его из пластика даже проще.

Но эстетика художественных принадлежностей из пластмассы на порядок ниже деревянных. По той же причине и металлические детали у этюдника лучше изготовить не из стали, а из бронзы или латуни. Не в коррозии, конечно, дело, просто внешне эти металлы намного лучше сочетаются с деревом, чем железо.

Этюдник состоит из стыкующихся с помощью петель трех деталей: дна, палитры и крышки. Размер этюдника в сборе 300x200x60 мм. Вид его в сборе не привожу — это обычный ящик с наплечным ремешком.

Дно (основание) этюдника, представленное нарис. 1, имеет форму открытой коробки и выполняет функцию хранилища для рисовальных принадлежностей. В коробке имеется перегородка, разделяющая ее на два отделения — для красок и кистей. Впрочем, перегородку устанавливать необязательно. Забегая вперед, хочу сразу обратить ваше внимание на такой важный момент, как установка петель. От их качества и от тщательности подгонки в значительной степени зависят и удобство работы с этюдником, и его внешний вид. Обратите внимание, что стержни петель имеют разную длину, что упрощает сборку-разборку этюдника, так как надевание трубок петель на стержни в этом случае производится поочередно.

Примечание. Если вам не удалось изготовить петли из бронзы или латуни, а на примете нет подходящих готовых, имейте в виду, что неплохие петли получатся из рояльной петли (придется лишь немного поработать ножовкой по металлу и надфилем).

Средняя деталь этюдника — палитра (рис. 2). Собирается она так. Сначала из брусков предварительно связывается рамка в соответствии с размерами дна, затем бруски разнимаются и в каждом из них (на внутренней стороне) резцом из ножовочного полотна аккуратно процарапывается паз глубиной 2... 2,5 мм (при этом используется металлическая линейка). А при окончательной сборке рамки в эти пазы на эпоксидной смоле вставляют лист тонкого текстолита или гетинакса размером 284х 184мм. В углу рамки также эпоксидной смолой приклеивают деревянную накладку, в которой после отверждения смолы лобзиком выпиливают овальное отверстие для большого пальца. Верхние и нижние края отверстия заоваливают напильником и шлифуют наждачной шкуркой.

Ясно, что от того, насколько аккуратно вы выполните эту работу, зависит, насколько удобно художнику будет держать палитру. Вопрос этот немаловажный, так как чем меньше рука устает, тем плодотворнее идет творческий процесс. В боковой брусок палитры вделана втулка с внутренней резьбой М4.

С помощью этой втулки к палитре крепится (ввинчивается во втулку) перед работой вышеупомянутая металлическая"баночка для масла (ко дну баночки припаян болтик М4).

Крышка этюдника (рис. 3) выполняет функцию мольберта, для чего имеет выдвижной фиксатор для удерживания ее в открытом состоянии. Одновременно крышка является и хранилищем для двуххолстиков, которые при транспортировке вставляют в проушины и укладывают на штифты (гвоздики без шляпок), причем первый холстик располагают лицом вниз, второй — лицом вверх.

От выпадения из крышки холстики предохраняют поворотные защелки, расположенные в бруске рамки в выбранных стамеской углублениях. В подобных углублениях находятся откидные крючки для крепления холстиков в вертикальном положении. Чтобы было удобнее извлекать холстики из крышки, в противоположном петлям бруске рамки предусмотрено углубление.

Теперь разберемся с петлями. На основании этюдника (см. рис. 1) установлены две половинки петель со стержнями. Надеюсь, в свете того, что сейчас продают в киосках и переходах, печатают в газетах и журналах, крупным планом показывают по телевизору, читатели простят мне такую вольность — эти половинки для наглядности и доходчивости называют «папы». Ясно, что на соответствующей стороне палитры средней детали этюдника установлены две «мамы» — петли без стержней.

Обратите внимание, что на другой стороне палитры крепят уже три «папы», а на крышке, которая прилегает к палитре, — соответственно три «мамы». Делается это вот почему. Этюдник предназначен для работы в самых спартанских походных условиях, когда вы предельно налегке — этюдник на плече и бутерброд в кармане. И если нет ничего поблизости, на что можно поставить этюдник при работе, а тренога к нашему этюднику не предусмотрена, то последний придется держать в руке. Для этого детали этюдника разъединяют, после чего устанавливают крышку на палитру на петлях, вставляя стержни центральной и правой петель палитры в отверстия левой и центральной петель крышки (рис. 4,а).

В результате центр тяжести сочлененных таким образом деталей расположится примерно в районе отверстия для большого пальца, которое предусмотрено в палитре. Так что держать этюдник будет удобно и рука долго не устанет. Если же при этом художнику самому удастся сесть на пенек или упавшее дерево да еще удобно расположить рядом донную часть этюдника с принадлежностями — условия работы будут прямо-таки комфортными (при упомянутом минимальном снаряжении, конечно). Теперь становится понятным, что при изготовлении этюдника следует экономить каждый грамм.

Если же найдется, на что поставить этюдник, то в зависимости от желания либо просто поднимают и фиксируют крышку на палитре, достав предварительно из нижней части все, что потребуется (рис. 4,6), либо дно соединяют с крышкой, при этом принадлежности остаются на своих местах, а палитру вам придется держать в руках (рис. 4,в).

Иногда этюды пишут на тонком грунтованном картоне и тогда, чтобы исключить повреждение красочного слоя первого нижнего этюда при прогибе второго, крышку комплектуют жесткой прокладкой из текстолита размером 280х 180 мм и толщиной порядка 1 мм. (прокладка помещается между этюдами).

После окончательной сборки этюдник снабжается парой крючков, закрывающих его в походном положении. Штифты, за которые зацепляют крючки, полезно установить не только на крышке, но и на палитре. Тогда этюдник в положении, представленном на рис. 4,6, будет более устойчив. Для удобства переноски этюдник снабжен ремнем (наилучший вариант — имеющий регулировку по длине ремень от старого фотоаппарата). Учитывая любовь художников к дальним странствиям при любой погоде, все деревянные детали следует хорошенько пропитать горячей олифой.

Небольшое дополнение. Данный этюдник предназначен исключительно для «правшей», однако если его выполнить в зеркальном отображении в полном соответствии со всеми прочими рекомендациями, то «левши» смогут пользоваться им с тем же успехом.

Вот и все! Счастливого пути на пленэр!

Журнал "Сделай сам" №1-98г.

Палитру для этюдника также следует сделать из хорошей фанеры. Перегородки внутри ящика могут быть сделаны из березы или сосны. Палитра должна свободно ложиться на внутренние перегородки ящика и удерживаться с помощью держателей и поворачивающейся скобки. Обычно палитра имеет особую форму выреза.

Чтобы палитра не впитывала масла из красок, ее необходимо пропитать с лицевой стороны натуральной олифой или вареным льняным маслом, применяемым в живописи, и продержать в лежачем положении несколько дней.

Пропитывать палитру маслом следует до тех пор, пока оно не проступит с другой стороны. Излишки масла снимают, а лицевую сторону отшлифовывают порошком пемзы до зеркального блеска. Этюдник удерживается в закрытом положении с помощью двух небольших крючков.

Носить этюдник лучше на плечевом ремне, который крепится к этюднику с помощью ушек. Поверхность этюдника рекомендуется проолифить, а затем покрыть бесцветным масляным лаком. Расположение в этюднике красок, масленки, палитры и кистей.

«Самоделки», Ю.Волчанецкий, Н.Поливанов


Аптечный шкафчик На дверцу нанесен рисунок выжиганием. Аптечный шкафчик может быть окрашенным в белый или кремовый цвет, полированным или украшенным резьбой. Его можно сделать из 10 — 12-миллиметровой фанеры, если вы предполагаете его окрасить. Если же вы решите выжечь на шкафчике рисунок, то делать его следует из доски. После выжигания дерево пропитывается олифой, а затем…


Полированные книжные полки Настольная книжная полка Полка для фотолаборатории или кухни Полки могут быть самой различной формы и размеров. По технике обработки поверхности они делятся на крашеные и полированные. Детали полок скрепляются между собой на клею и шурупах. Изготовляются они из тонких тесинок. Можно их делать и из толстой фанеры. Но если поверхность полки решено…

Вариант кухонной полки Полка с дверцами На дверцах рисунки, исполненные путем выжигания. Полка-шкафчик с дверцами Поверхность дверец обработана выжиганием. Вариант рисунка для выжигания на дверцах полки-шкафчика Для хранения книг, наглядных пособий и других предметов полки хорошо делать остекленными. Это будет предохранять от пыли книги и предметы, на них стоящие. Стекло можно закрепить в деревянных…


Напольная полка Полка-шкафчик Сосновая фанера, имеющая хороший рисунок, может быть обработана обжигом при помощи паяльной лампы. Обжиг подчеркивает красивый рисунок дерева и делает его поверхность более темной. После обжига поверхность обрабатывается олифой и зачищается. При желании поверхность дерева покрывается бесцветным лаком. Размеры полочек и шкафчиков мы сознательно не даем. Каждый может сам их установить по…

Полка для книг и журналов Полированная тумбочка с дверцей Книжные полки обычно делаются из тесин толщиною около 20 — 22 мм. Поверхность их обрабатывается морилкой или протравами, а затем полируется. Дверцы полок могут быть украшены выжженным рисунком, резьбой или аппликациями. При проектировании книжной полки исходите из размеров книг, которые на ней должны стоять. При проектировании…

Компактность этюдника в походных условиях, порой очень важна. Представьте, что Вы идёте на этюды, а у Вас на плечах 10 килограммов только в одном этюднике! Поэтому, малый вес и размер бывают очень важны на пленэре. Размер этюдов, также может быть разным от очень малого до среднего. Для живописи на холсте или картоне с небольшим размером (10Х15 см. или 15Х21 см.) я пользуюсь маленьким этюдником, о котором и хочу рассказать.

Этот этюдник изготовлен из фанеры и сосновых реек. Дополнительно он укреплён дюралевым уголком. Поверхность древесины тонирована под тёмное дерево и покрыта лаком.

Размер такого мини-этюдника составляет всего лишь 23 см!

Как видно на фотографии, размер этюдника сопоставим с размер обычного простого карандаша. Поэтому я его назвал «карманным этюдником», хотя, конечно, в кармане он не поместится.

Пространства внутри достаточно, чтобы там поместить несколько тюбиков краски, кисти, маслёнку и т. д.

Палитра закрывает нижние «отсеки», что не позволяет принадлежностям выпасть. Верхняя дощечка предназначена для крепежа на ней картона, на котором и будет писаться будущий эдюд. Как видно на фотографии, размещать её можно как горизонтально, так и вертикально. Она достаточно устойчиво держится в любом положении.

Зафиксированная фанерка вверху и палитра внизу не смогут соприкасаться в процессе транспортировки. Расстояние между ними в закрытом положении этюдника около 5 мм. Таким образом, будущая живопись и краски на палитре не слипнутся и Ваше произведение будет надёжно защищено.

Фиксаторы можно выточить из любого дюралевого или алюминиевого профиля. Чтобы он не мешал створкам этюдника закрываться, необходимо выточить стамеской углубление в деревянном бортике.

Фиксирование будущего этюда внизу осуществляется посредством пластиковой направляющей рейки, которая используется в производстве мебели. Также можно просто вбить металлические пластины, которые не позволят этюду соскочить.

Фиксатор палитры полностью идентичен фиксатору этюдов сверху.

Поскольку внизу под палитрой нет никаких отделений, то ей не на что опереться. Поэтому необходимо вбить в деревянный бортик этюдника две металлические пластины внизу и одну вверху. Это обеспечит устойчивое расположение палитры внутри этюдника. Она не будет проваливаться и «играть».

Ограничитель для верхней створки этюдника я вытачивал также из дюралевого уголка. Его назначение заключается в регулировании наклона крышки этюдника и её фиксации в одном положении.

Два отверстия на конце обеспечивают два положения крышки: «повыше» и «пониже».

Поскольку длина ограничителя значительная, он может мешаться в сложенном состоянии. Поэтому я сделал его из двух частей, соединив болтом.

Ограничитель складывается и не мешает этюднику закрываться.

Теперь о ремне. Вы, наверное, уже обратили внимание на то, что он закреплён не вверху этюдника, а внизу. «Как же он не переворачивается при ношении на плече?» — спросите Вы. Дело в том, что этот ремень в первую очередь предназначен для того, чтобы держать этюдник перед собой во время работы. На последней иллюстрации я нарисовал набросок, где изображено то, как этот этюдник может держать художник на пленэре. Но такое необычное расположение ремня, также позволяет и носить этот этюдник. Просто он будет находиться «вверх ногами», что совершенно не страшно. Ведь, все принадлежности внутри, надёжно закрыты, а замок-защёлка не позволит этюднику случайно раскрыться.

Крепление ремня сделано из обычной жести и металлических колец. Единственный нюанс заключается в том, чтобы это крепление было подвижным и могло вращаться. Ведь, в зависимости от положения — «в работе» или «на плече» — ремень должен располагаться под разным углом.

Примерно так, художник будет держать этюдник во время работы.

Замок-защёлка сделан из тонкой, сталистой металлической пластины. Во время закрытия этюдника, такой замок захлопывается сам. Вам ничего крутить не придётся. Это, кстати, очень удобно. Ну, а чтобы открыть этюдник, понятно, что нужно просто отогнуть эту защёлку, которая благодаря своей упругости вернётся в прежнее положение самостоятельно.

Вот такой он, компактный «карманный» мини-этюдник.

Успеха Вам в работе над этюдами и изготовлении этого мини-этюдника!

Ящик - этюдник Для тех, кто увлекается живописью, предлагаем построить ящик-этюдник, домашний и походный мольберты и этюдник-мольберт на телескопических ножках.

Этот этюдник прост по конструкции и несложен в изготовлении. С ним можно ходить на этюды, писать с натуры, сидя на земле или на раскладном стуле. На рисунке 1 видно его устройство. Этюдник состоит из ящика, в отделениях которого расположены материалы для живописи: краски, флакон с растворителем (маслом или скипидаром), масленка, кисти, кож, тряпка и т. п. Сверху ящик накрывается палитрой. На палитру выкладываются краски. Перед тем, как сделать мазок на будущей картине, их смешивают или разбавляют скипидаром. С одной стороны палитра вставляется под гвоздики (или полоски), вбитые в боковую стенку ящика (со стороны петель), а с другой — запирается металлической пластиной. Это необходима для того, чтобы краски, расположенные на палитре, не попали на этюд, располагающийся на этюдной доске в крышке этюдника, между палитрой и этюдной доской таким образом создается соответствующее расстояние. Этюдная доска вставляется в пазы крышки этюдника, запирается поворотной планкой. Откидывая ее, можно снять этюд и вставить обратно в пазы крышки. Металлический фиксатор устанавливает нужное для работы положение крышки, ее наклон. Расстояние между петлями зтюдника и осью вращения фиксатора должно быть больше половины длины фиксатора, иначе он не будет удерживать крышку. Длина фиксатора легло определяется опытным путем. Для этого его делают сначала из бумаги и определяют положение на этюднике, а затем уже вырезают из металлической пластины. По бокам этюдника расположены металлические ушки. Через них продергивается обыкновенный ремень, на котором косят этюдник в руке или на плече. МОЛЬБЕРТ ДЛЯ РАБОТЫ ДОМА, (см. рис. 2). Он собирается из двух брусков, связанных между собой сверху шипом, а в середине перекладиной, и одного опорного бруска, расположенного сзади. Передние бруски и опорный брусок соединены петлей и могут складываться. На брусках-ножках просверлены отверстия, в которые вставляются штырьки для крепления доски-полки. ПОХОДНЫЙ МОЛЬБЕРТ. Эта простая вещь нужна для работы в походе. Посмотрите на рисунок 3. Мольберт этот собирается из трех палок, скрепленных вверху ремнем. В нем, так же как на передних стойках домашнего мольберта, сделайте отверстия и штырьки из гвоздей или палочек для установки этюда. МОЛЬБЕРТ-ЭТЮДНИК. Юные художники, уже имеющие некоторый опыт в столярном и слесарном ремесле, наверняка захотят сделать себе настоящий мольберт-этюдник (см. рис. 4). Им можно пользоваться дома и на улице, он удобен в переноске и не требует много места при хранении. Основные детали мольберта-этюдника — ящик с металлическим дном, крышка с этюдной доской, фиксаторы и складные ножки.

На крышке располагаются подвижные держатели (проволока 4— 5 мм), поддерживающие эскиз большого формата. Эти же держатели служат запором для крышки и ящика. Изготовление мольберта начните с крышки (1) и ящика (2). Они должны быть сделаны из прочного материала, боковые доски соединены шипами и склеены. Стенки ящика имеют снизу паз для крепления выгнутого из листового металла дна ящика (3 и 4). На рисунке показано, как расположено это дно и как око прибивается к стенкам ящика (5). Телескопические ножки (А и Б) закреплены шарнирно на осях (6). Собираются они из двух частей (7, А и В). Полая половина ножки (А) делается из листового металла или из двух уголков и запаивается по шву. В верхнюю часть ножки забивается деревянная вставка с отверстием для втулки. Выдвижная нижняя часть ножки (Б) тоже металлическая. Она полностью заполняется деревянной вставкой. Внутри полой ножки вставляется пружина (Д), удерживающая ножку в ящике. Фиксируются обе половинки ножки барашком (В). Для прочности конец ножки (А) (там, где расположен барашек) укреплен железной полоской. В металлической накладке (Г), расположенной сбоку но ни, просверливается отверстие, в которое ввинчивается небольшой болтик для фиксатора. На рисунке показано, как располагается ножка (В) в полости дна этюдника (8). Для прочности этого соединения туда вставляется выгнутый из металлической полоски кронштейн (А), через который пропущена ось ножки (Б). На этом же рисунке видно расположение фиксатора (Г) и запирающего устройства (Д). Фиксатор крышки этюдника (10, А), так же как в первом этюднике, рассчитывается опытным путем и делается сначала из бумаги. Проволочные держатели (Б и Д) изготовляются из толстой проволоки. Загнутый конец проволоки должен входить в отверстия на передней боковой стенке ящика и запирать крышку и ящик. На крышке держатель фиксируется маленьким тройничном (Е), спаянным из отрезков тонкой трубочки. В одной трубочке нарезается резьба для барашка. Этюдная доска (В) выпиливается из фанеры. Сбоку к ней приклеиваются бортики из дерева, чтобы сырой этюд не прилипал к стенке крышки. С. ПИВОВАРОВ Рис. автора. Журнал Юный техник.