Какие существуют виды духовых инструментов? Духовые деревянные музыкальные инструменты Духовой инструмент длинная труба


Труба с древних времен использовалась как сигнальный музыкальный инструмент, за счет своего пронзительного звучания она вовремя оповещала об опасности, привлекала внимание и поддерживала боевую отвагу. А в польском городе Кракове до сих пор храниться история о герое-дозорном, который несмотря на ранение, смог предупредить жителей о надвигающейся опасности. Он успел вовремя подать знак о приближении вражеского войска в медную трубу, однако до конца так и не доиграл. До сих пор в этом городе позывной сигнал – это мелодия, которая внезапно обрывается на последнем звуке.

По мере совершенствования труба стала занимать все более значимое место в музыкальной культуре. Первоначально обладая способностью исполнять лишь отдельные ноты, она со временем превратилась в полноценный инструмент, для которого многие композиторы стали сочинять отдельные произведения.

Историю трубы и множество интересных фактов об этом музыкальном инструменте читайте на нашей странице.

Звук

Ясный, выразительный, блестящий, иногда даже пронзительный - так можно описать голос трубы. Она имеет характерный насыщенный тембр, который придает звучанию оркестра величественность и патетичность. Также звук трубы применяется для придания музыке драматического характера, когда внутреннее напряжение достигает своей кульминации. Голос этого инструмента создает героические, волевые и мужественные образы, он умеет звучать очень тихо и мягко, но в то же время и удивительно мощно, когда озвучивает сцены сражений.

Диапазон трубы от ми малой октавы до ре третьей октавы, но это не предел, мастерство музыкантов позволяет его немного увеличивать.

Для расширения средств художественной выразительности трубачи очень часто применяют сурдину - приспособление которое по форме напоминает грушу. Главное ее назначение - это изменение силы звука и некоторые звуковые эффекты. Так, на трубе "форте" с сурдиной звучит вызывающе дерзко, а "пиано" дает эффект звучания на расстоянии. С помощью сурдины инструмент может издавать мяукающие, квакающие и рычащие звуки, а также она помогает музыканту создавать разные образы: от суровых и мрачных, до необыкновенно нежных.

Труба является технически подвижным инструментом, на котором исполнитель, в зависимости от его мастерства, может виртуозно играть самые сложные пассажи и различные трели.

Фото :





Интересные факты

  • Труба может показаться небольшим и компактным инструментом по сравнению с более крупными, такими, как тромбон или валторна , но если ее выпрямить, то длина трубы будет составлять примерно 190 см, а это выше, чем рост среднего человека.
  • Самые ранние трубы делались из различных материалов, в том числе из раковин и дерева.
  • Самая большая труба имеет длину 32 метра, диаметр раструба составляет 5,2 метра. Звук на ней воспроизводится с помощью воздушного компрессора.
  • Знаменитая труба с изогнутым раструбом торговой марки «Мартен комитет», которая принадлежала джазовой легенде Диззи Гиллепси, была продана на аукционе Кристис в 1995 году за 55000 долларов.

  • На трубе играли такие знаменитости, как Джеймс Хант (автогонщик), Ричард Гир (актер), Джеймс Вуд (актер),Джастин Бибер (певец), Стивен Тайлер (рок музыкант), Сэмюэл Л. Джексон (актер), Пол Маккартни (Битлз), Джейн Мэнсфилд (Актриса).
  • Самая высокая нота, которую когда либо исполняли на трубе, «До» четвертой октавы.
  • Две трубы, одна серебряная, другая бронзовая, были найдены в гробнице египетского фараона Тутанхамона. Были предположения, что они имеют магическую силу и их звук может вызывать начало войны. На этих инструментах сыграли 1939 году, незадолго до Второй мировой войны, также трубы звучали перед войной в Персидском заливе в 1990 году, и не так давно на бронзовой трубе играли снова, за одну неделю до египетской революции 2011 года.
  • Первая фабрика по изготовлению труб была основана в 1842 году в Париже выдающимся конструктором музыкальных инструментов Адольфом Саксом.
  • Крупнейший ансамбль трубачей, в котором участвовали 1166 участников, выступил на концерте, организованном в городе Оруро, Боливия, 19 февраля 2006. Ансамбль трубачей был частью большого мероприятия с участием 5000 различных музыкантов.
  • Самая длинная шеренга из трубачей состояла из 105 исполнителей и была задействована в рамках мероприятия, организованного на футбольном стадионе города Эвелей, в Великобритании, 7 сентября 2014 года.
  • В Японии фирмой Тойота в 2005 году был разработан первый в мире робот, который может играть на трубе.
  • Tromba – так называют трубу итальянцы, trompette - французы, die Trompete - немцы, trumpet – американцы.

Конструкция

Современные трубы изготавливаются из латуни - это особый сплав меди и цинка, затем покрываются лаком или гальваническим покрытием с содержанием серебра, никеля, реже золота. Кроме латуни, трубы изготавливают из серебра, меди, а иногда из золота.

Труба имеет форму тонкого цилиндра, который остается неизменным по всей длине, что придает инструменту характерный для него живой звук. С одной стороны у трубы имеется расширенное отверстие чашевидной формы – это раструб, с другой - мундштук.

Этот инструмент, сложенный в два раза в форме овала, кажется очень компактным, но если его выпрямить, то длина составит 1,5 метра, а иногда и больше.

Труба состоит из следующих элементов: основная крона, раструб, добавочные кроны, вентили, мундштук.

Трубач с помощью всего 3 клапанов может извлекать 45 разных звуков.


Применение


Труба - это универсальный музыкальный инструмент. Спектр применения ее очень разнообразен - симфонический, духовой, эстрадный оркестры, джаз, фанк, ска – джаз, рок и многие другие музыкальные направления. Тембр трубы - яркий, чистый, чуть резковатый, очень часто привлекал внимание композиторов разных эпох. И.С. Бах , Л.В. Бетховен , И. Брамс, Ф. Лист , К. Дебюсси, Д. Верди , Ж. Бизе. Д. Гершвин, Г. Малер, М. Мусоргский , М. Равель, Н. Римский-Корсаков , А. Скрябин, Д. Шостакович, П. Чайковский , Д. Верди и многие другие доверяли трубе сольные моменты. Трубы зазвучали в торжественных, героических, а иногда и лирических эпизодах.

В духовом оркестре трубе отводится ведущая роль, она, как и скрипка в симфоническом, играет первый голос.

Примой труба является и в джазовой музыке. Символом и душой джаза она стала, когда появились такие разновидности жанра, как диксиленд, новоорлеанский джаз, чикагская школа и прочее.

Репертуар и известные исполнители

Техника исполнения на трубе и ее выразительные возможности очень большие, и, восхищаясь ее красивым и богатым звучанием, композиторы охотно писали для нее свои произведения. Следует особо отметить концертные произведения Й. Гайдна , И. Гуммеля, А. Гедике, С. Василенко, А. Арутюняна, А. Пахмутовой, М. Вайнберга, А.Томази, Р. Щедрина, Б. Блахера.

Исполнительский репертуар для трубы очень богат. Композиторы в своих произведениях показали, что этот инструмент также виртуозен как скрипка, нежен как человеческий голос и обладает стилистической пластичностью фортепиано, а известные исполнители-виртуозы, такие как М. Андре, Л. Армстронг , Д. Гиллеспи, Т. Докшицер, К. Браун, М. Дэвис, С. Накаряков, Ч.Бейкер, А. Сандоваль, Э. Кэлверт, Г. Орвид, У. Морсалес, Ф. Хаббард и многие другие доказали это своим мастерством.

Произведения

И. Гайдн - Концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (слушать)

Г. Томази - Концерт для трубы с оркестром (слушать)

Как выбрать трубу для ребенка

Труба – это инструмент, который, несомненно, привлекает к себе пристальное внимание, в том числе и детей. Если ребенок услышал трубу и выразил большое желание научиться играть на этом инструменте, что должны знать родители. Во-первых, с обучением на трубе лучше всего не торопиться, начинать нужно в возрасте 10-12 лет, организм ребенка должен быть уже достаточно развит: хороший объем легких, развитая артикуляция и музыкальный слух. Учиться игре на трубе довольно не просто, трубач не видит клавиатуру, а только может мысленно представлять ее. Ребенок должен быть готов хоть и не к продолжительным, но систематическим занятиям, только тогда инструмент будет покорным в руках юного музыканта. Если ваш ребенок еще довольно мал, чтобы приступать к занятиям на трубе, можно не откладывать начальный период музыкального образования, а сначала овладеть инструментом, который больше подходит по возрасту, например, пианино или блок- флейта. Это будет очень хорошей базой - ребенок познакомится с музыкальной грамотой, разовьет слух, память и внимание.

Занятия на трубе, как говорят врачи, очень благотворно сказываются на здоровье: укрепляют легкие и нервную систему. Непоседливые и неуравновешенные дети превращаются в спокойных и выдержанных.

Обучение необходимо начинать на хорошем инструменте, с приятным тембром, мягкой и легкой механикой. Фирмы, которые выпускают трубы различных модификаций – это AMATI, BACH, BOSTON, BRAHNER, CONN, KING, ROY BENSON, VESTON, YAMAHA. Большинство моделей, предназначенных для начинающих музыкантов и студентов, достаточно высокого качества и по разумной цене.

История

История трубы начинается в далекие времена, сведения об этом инструменте доходят до нас из Древнего мира: Египта, Греции, Индии, Китая. Сохранились античные рисунки, на которых изображены люди, играющие на трубе,

В течение большей части своего существования, этот инструмент мог издавать только один или два звука и выполнял в основном функцию фанфары по особым случаям: придворные церемонии, рыцарские турниры, объявление о прибытии важных гостей, королевская свадьба. Труба также сопровождала религиозные обряды или военные действия, звучание ее было хорошо слышно на большие расстояния и сквозь грохот боя. На трубах играли специально обученные люди, к которым относились с большим уважением.

До 14-15 веков эти инструменты были довольно длинными, и играть на них было очень неудобно, тогда трубы начали скручивать и инструмент приобрел свою характерную форму. Но это еще были натуральные трубы, без вентилей, которые могли извлекать только звуки натурального звукоряда.

В 16 веке ремесленники из Нюрнберга (Германия) начали изготавливать и распространять эти инструменты по всей Европе. И в конце столетия трубы стали использовать в музыкальных произведениях, сначала низкий регистр, а затем и верхний.

В течение 17 и 18 веков натуральная труба достигла вершины своего развития и использовалась с большим успехом в составе оперного оркестра. Мы встречаем ее в произведениях Генделя и многих других композиторов. Роль трубы в то время очень скромная: несложные, короткие мелодии по звукам трезвучия, сигналы и участие в гармоническом сопровождении. Сложенная в традиционной форме, длина инструмента варьировалась от 1,8 до 2,5 м.

Очень важным событием в истории трубы стало ее механическое улучшение, изобретенное в 1814 году – это клапана. На трубе появилась возможность исполнять хроматический звукоряд, а также точнее интонировать. Звук стал красочнее и сильнее. В 1832 году труба еще более усовершенствовалась: клапаны заменили на помповые вентили. Хроматическая труба очень долго внедрялась в оркестр, так как композиторы относились к ней с большой предосторожностью. Только в 1831 году новая труба вошла в состав оркестра, и первый, кто признал ее достоинства, был Р. Вагнер .

Труба - это удивительный инструмент, который приковывает внимание и завораживает слушателей с первого звука. Она имеет не только славную историю и выделяется универсальностью своего использования, труба способна заполнить своим волшебным звучанием всю вселенную. Обо всех достоинствах этого инструмента, его неповторимом тембре или его богатой технике исполнения, можно рассказывать очень долго, но лучше всего, просто послушать как он звучит.

Видео: слушать трубу

Основные сведения Альт (альтгорн) - духовой медный музыкальный инструмент из семейства саксгорнов. Из-за достаточно тусклого и невыразительного звука сфера применения альта ограничивается духовыми оркестрами, где он исполняет, как правило, средние голоса. Диапазон альта - от A до b1 (ля большой октавы - си-бемоль первой). Видео: Альт (альтгорн) на видео + звучание Благодаря этим видео Вы


Основные сведения Валторна (нем. waldhorn (лесной рог), итал. corno, англ. french horn, фр. cor) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Происхождение Валторна произошла от охотничьего сигнального рога, в оркестр вошла в середине XVII века. До 1830-х годов, подобно другим медным


Основные сведения Геликон (от греч. helix - витой, изогнутый) - самый низкий по звучанию духовой медный музыкальный инструмент. Геликон применяется только в военных оркестрах. Он удобен для использования в армии тем, что музыкант может играть на нём, например, сидя верхом на лошади - изогнутая трубка геликона вешается на левое плечо, и руки играющего остаются свободными.


Основные сведения Горн (от нем. horn - рог) - духовой медный музыкальный инструмент, родоначальник всех медных духовых инструментов. Устройство Горн напоминает трубу, но в нём отсутствует вентильный механизм, отчего его исполнительные возможности резко ограничены: горн может воспроизводить ноты только в пределах гармонических созвуков. Высота звука при игре на горне может регулироваться только с помощью амбушюра.


Основные сведения Карнай - узбекский народный духовой медный музыкальный инструмент, по принципу звукоизвлечения относящийся к медным. Широко распространён в Иране, Такджикистане и Узбекистане. Карнай представляет собой длинную, иногда более двух метров, обычно несогнутую трубу. По регистру и тембру близок тромбону. На карнае характерно исполнение боевых или торжественных сигналов. Инструмент обладает мощным и сильным звуком. В


Основные сведения Корнет (итал. cornetto - рожок) или корнет-а-пистон (фр. cornet a pistons - рожок с пистонами) - духовой медный музыкальный инструмент, напоминающий трубу, но имеющий более широкую и короткую трубку и снабжённый не вентилями, а пистонами. Устройство, применение Диапазон действительного звучания корнета совпадает с диапазоном трубы - от e (ми малой октавы) до c3


Основные сведения Почтовый рожок - цилиндрический духовой медный или латунный музыкальный инструмент с мундштуком, без клапанов или вентилей, служивший для подачи сигналов о прибытии или отправлении пешим или конным почтальоном и ставший международным символом почты. Почтовый рожок был предшественником корнет-а-пистона. Происхождение, история Почтовый рожок восходит к рогу мясников (гуртовщиков), которые, дуя в рог, оповещали о


Основные сведения Саксгорны - семейство медных духовых музыкальных инструментов с широкой мензурой. Это хроматические инструменты овальной формы, у которых трубка постепенно расширяется от мундштука к раструбу (в отличие от традиционных медных духовых, имеющих в основном цилиндрическую трубку). Саксгорны были сконструированы Адольфом Саксом во второй четверти XIX века. Саксгорны образуют семейство, в которое входят: альт; тенор;


Основные сведения Серпент (франц. serpent — змея) - старинный духовой медный музыкальный инструмент, предок нескольких современных духовых инструментов. Свое название получил благодаря изогнутой форме. Устройство Ствол серпента с коническим каналом без раструба, обычно с 6 пальцевыми отверстиями, обтянут кожей. Изготовлялся серпент из разнообразных материалов: дерево, медь, цинк. Имел мундштук, очень похожий на мундштуки современных медных


Основные сведения Тромбон (итал. trombone - большая труба) - духовой медный музыкальный инструмент басово-тенорового регистра. Тромбон известен с XV века. От других медных духовых инструментов отличается наличием кулисы - особой передвижной U-образной трубки, с помощью которой музыкант изменяет объём заключённого в инструменте воздуха, таким образом, достигая возможности исполнять звуки хроматического звукоряда (на трубе, валторне и


Играющий на трубе называется трубачом . В гвардии и армии Российской империи (кавалерии и артиллерии) существовал нижний чин «Трубач», это был военнослужащий, подающий сигналы. Аналогичную функцию в пехоте выполнял горнист (от слова горн) .

История

Общий обзор

Труба - один из древнейших музыкальных инструментов. Упоминания о самых старых инструментах подобного типа датируются приблизительно 3600 лет до н. э. Трубы существовали во многих цивилизациях - в Древнем Египте , Древней Греции , Древнем Китае и др., и использовались как сигнальные инструменты. Такую роль труба играла в течение многих столетий, вплоть до XVII века. В античности существовала технология изготовления инструмента из одного цельного листа металла.

Натуральная труба

Натуральная, или старинная, труба является исторически первой разновидностью собственно музыкальной трубы - то есть применявшейся не для практических, а для эстетических целей. Её отличительные особенности - преимущественно цилиндрическое сечение, довольно поздно переходящее в коническое, а также относительно небольшие раструб и мундштук . В общей сложности труба этого рода была весьма длинной (примерно вдвое длиннее современной хроматической трубы) и относилась к числу инструментов с узкой мензурой , что позволяло без особых усилий воспроизводить с её помощью широкий спектр звуков - в принципе, при желании, путём сочетания различных строёв на ней можно было получить практически полный хроматический звукоряд . Однако композиторы классического периода не пользовались всем спектром её возможностей, поскольку в этот период трубы, равно как и ударные инструменты , применялись в оркестрах изредка и эпизодически, зачастую для воспроизведения некоторых отдельных звуков или несложных мелодических оборотов. В связи с невозможностью пользоваться закрытыми звуками партии труб того времени были менее богатыми, нежели, к примеру, партии валторн , однако это отчасти компенсировалось спецификой собственно их звучания. Ноты для натуральной трубы, так же, как и для валторны, писались в ключе «соль»; в силу её конструктивных особенностей исполнитель не мог менять изначальную высоту звуков , поэтому композиторам приходилось ориентироваться только на звуки, естественным образом производимые самой трубкой инструмента.

Звук в старинной трубе извлекался свободно и с высокой степенью точности, поэтому даже при употреблении довольно ограниченного набора вспомогательных приёмов играть на ней можно было вполне быстро. В период стиля clarino, или, как его называют альтернативно, во времена полифонистов, техника игры на натуральной трубе получила определённое развитие, однако впоследствии исполнительский стиль вновь возвратился преимущественно к воспроизведению несложных мелодических построений или простых гармоний . Классический оркестр в то время пользовался, как правило, двумя трубами в их сочетании с литаврами и валторнами, однако встречались и более многочисленные вариации - в зависимости от специфики конкретных произведений. В более поздние периоды, по мере возрастания силы оркестра, количество труб также увеличивалось: к примеру, Р. Вагнер в «Марше рыцарей» из оперы «Тангейзер » применил сразу 12 труб.

Трубы переходного периода

По мере того, как музыкантами осознавалась принципиальная ограниченность натуральной трубы, предпринимались разнообразные попытки по её совершенствованию и применению новых конструктивных решений. Полученные в результате этих поисков разновидности труб имели сугубо временное значение в истории оркестрового исполнительства, однако сыграли свою роль в процессе развития инструмента и обретения им своего нынешнего облика. Обобщение и систематизация спектра предлагавшихся вариантов позволяют говорить о том, что в общей сложности было сделано три попытки разной степени успешности.

Первой попыткой, которая датируется примерно XVIII веком, явилось намерение применить к трубе приём «закрытых звуков». Эта техника была разработана незадолго до того момента и использовалась при игре на валторне; исполнитель вводил руку в раструб инструмента, добиваясь тем самым иного звучания. Чтобы обеспечить играющему возможность совершить такое действие, была спроектирована натуральная труба полуовальной формы, внешним видом напоминающая полумесяц (в связи с чем во Франции , например, она получила соответствующее наименование - фр. trompette demi-lune ). Основным для неё был крон «фа», имелась также возможность перевести звукоряд в «ми-бемоль» или «ре». Раструб, соответственно, при игре был направлен вбок. Хотя такой дизайн действительно позволял извлекать закрытые звуки, овальный изгиб отрицательно сказался на окраске звучания инструмента, а полученные в результате исполнительские эффекты оказались практически аналогичны закрытым звукам валторны - за исключением того, что последние были сильнее. Указанные недостатки стали причиной того, что уже в первой четверти XIX века труба-полумесяц полностью вышла из употребления.

Итогом второй попытки, которая также была совершена в конце XVIII века, стала так называемая клапанная труба. Хотя этот вид инструмента получил определённое распространение в военных ансамблях, в симфонической музыке указанная труба практически никогда не использовалась (исключением явилась лишь опера «Роберт-Дьявол » Дж. Мейербера). Как следует из её наименования, эта труба имела четыре или пять клапанов, и во время игры требовала применения обеих рук; нововведённое устройство, с одной стороны, ликвидировало свойственные натуральной трубе особенности звучания, а с другой - стало причиной нестройности при извлечении звуков (что, собственно, и обусловило её непопулярность).

Третьей вариацией на соответствующую тему стала труба с кулисой , которая широко распространилась, к примеру, в Великобритании и оставалась там популярной вплоть до второй половины XIX века. По конструкции она была схожа с тромбоном , с той разницей, что её кулиса выдвигалась не вперед, а назад. Для этой трубы были характерны натуральный звукоряд и четыре возможных строя : «фа», «ми», «ми-бемоль» и «ре».

Труба с вентилями

Окончательное завершение эпохи натуральной трубы связано с изобретением вентильного механизма , принципиально схожего с современным. Тем не менее, переходный процесс не был одномоментным и в различных странах мира проходил по-разному - к примеру, во Франции в течение довольно длительного периода времени был популярен корнет-а-пистон с пистонным механизмом, а в России в середине XIX века последние нередко использовались в сочетании с вентильными трубами (в частности, такие варианты характерны для Даргомыжского или Чайковского). При этом многие композиторы и после создания новых труб продолжали активно пользоваться натуральными, и лишь со временем хроматическая труба современного типа получила должное распространение. На протяжении переходного этапа распространение имела также «старинная хроматическая» - натуральная труба, но с вентильным механизмом, настроенным на тон , полутон и полтора тона, который позволял заполнить пробелы между основными ступенями.

Современная хроматическая труба - это, в сущности, укороченный инструмент, появление которого в определённой степени обусловлено стремлением композиторов ко всё более высоким по звучанию оркестровым партиям. Её устройство, для которого, в частности, характерны преимущественно коническая мензура и чашеобразный мундштук средней глубины, вызвало утрату полноты звучания, характерной для старинных труб, однако добавило инструменту ясности, звонкости и некоторой резкости .

Конструкция

Труба, как и другие медные духовые инструменты, состоит из трёх основных частей: мундштука, трубки и раструба. Трубка образует основной канал инструмента, в котором создаётся звучание за счёт вибрации воздушного столба. Длина трубки 130-150 см, для компактности она загнута дважды: так длина инструмента от мундштучной трубки до раструба составляет 47-50 см . На большей части длины (2/3) трубка имеет цилиндрическую форму с внутренним диаметром около 11 мм , на конечном отрезке от загиба до раструба она конусообразная (постепенно расширяется).

Детали

Строй. Аппликатура. Регистры

Труба в строе B (си-бемоль) является транспонирующим инструментом : нотация для неё производится на целый тон (большую секунду) выше реального звучания.

Без использования вентилей на трубе можно извлечь только звуки натурального звукоряда (называемые гармониками ), начиная со второго (основной тон не извлекается по причине узкой мензуры трубы ):

Натуральный звукоряд трубы
Номер гармоники 2 3 4 5 6 7 8
Нотация
B

f 1

B 1

d 2

f 2

a 2 ♭ {\displaystyle \flat }

B 2
Частота гармоники, Гц 233.082 349.623 466.164 582.705 699.246 815.787 932.328
Отклонение от темпер., Цент - +1.96 - −13.69 +1.96 −31.17 -
Темперированная
частота , Гц
233.082 349.228 466.164 587.330 698.456 830.609 932.328

Система вентилей позволяет понизить каждую гармонику на величину от одного до шести полутонов , таким образом удаётся получить все звуки равномерно темперированного строя в пределах диапазона инструмента. При игре основной аппликатурой седьмую гармонику не используют, так как она звучит фальшиво (ниже темперированной ля-бемоль), вместо неё берут восьмую.

Аппликатура
Гармоника 2 3 4
Нотация
e

f

g ♭ {\displaystyle \flat }

g

a ♭ {\displaystyle \flat }

a

B

h

c 1

d 1 ♭ {\displaystyle \flat }

d 1

e 1 ♭ {\displaystyle \flat }

e 1

f 1

g 1 ♭ {\displaystyle \flat }

g 1

a 1 ♭ {\displaystyle \flat }

a 1

B 1
Основная апп. 123 1-3 23 12 1 2 0 123 1-3 23 12 1 2 0 23 12 1 2 0
Вспомогательная 3 3 123 1-3 3 123 1-3 23
Гармоника 5 6 (7) 8 8 (9) 10 10
Нотация
h 1

c 2

d 2 ♭ {\displaystyle \flat }

d 2

e 2 ♭ {\displaystyle \flat }

e 2

f 2

g 2 ♭ {\displaystyle \flat }

g 2

a 2 ♭ {\displaystyle \flat }

a 2

B 2

h 2

c 3

d 3 ♭ {\displaystyle \flat }

d 3
Основная апп. 12 1 2 0 1 2 0 23 12 1 2 0 12 1 2 0
Вспомогательная 123
3
1-3 23 123
12
1-3 23
123
3
12
1-3
1
123
1-3
2
3
123
1-3
0
3
1-3
12
1-3
1
23
3
123
2
1-3
0
12
23
3
12
Регистры
  • Груша , Прямая-острая (straight mute) из алюминия (или другого металла) или фибрового материала - делает звук звенящим и пронзительным. На Forte звучит резко и гротескно благодаря звенящему призвуку, создаваемому дрожанием стенки трубы, где сурдина почти перекрывает выход воздуха (похожий приём на валторне называется застопориванием), в Piano даёт эффект звучания в отдалении, при этом сохраняется типичная трескучесть звука.
  • Чашка (англ. cup mute ) - приглушает звучание.
  • Грибок (robinson) - делает его мягким и бархатным, слегка плаксивым.
  • С рупором (solo-ton, mega mute) - гнусавым.
  • Дающая эффект «уа-уа » (harmon mute).

Разновидности

Наиболее распространенным типом трубы является труба в строе си-бемоль (in B), звучащая на тон ниже, чем написаны её ноты. В американских оркестрах нередко также используется труба в строе до (in C), нетранспонирующая и обладающая чуть более ярким, открытым звуком, чем труба in B. Применяемый объём действительного звучания трубы - от e (ми малой октавы) до c 3 (до третьей октавы), в современной музыке и джазе возможно извлечение и более высоких звуков. Ноты пишутся в скрипичном ключе, как правило, без ключевых знаков, на один тон выше действительного звучания для трубы in B, и в соответствии с действительным звучанием для трубы in C. До появления механизма вентилей и некоторое время после этого существовали трубы буквально во всех возможных строях: in D, in Es, in E, in F, in G и in A, каждая из которых предназначалась для облегчения исполнения музыки в определённой тональности. С повышением мастерства трубачей и усовершенствованием конструкции самой трубы необходимость в таком количестве инструментов исчезла, а сама трубка инструмента стала короче и толще (её строй изменился на октаву, хотя тесситура осталась той же). В наше время музыка во всех тональностях исполняется или на трубе in B, или крайне редко на трубе in C.

Список их будет дан в данной статье. Также здесь содержится информация о видах духовых инструментов и принципе извлечения из них звука.

Духовые инструменты

Это трубы, которые могут быть выполнены из дерева, металла или любого другого материала. Они имеют различную форму и издают разные по тембру музыкальные звуки, которые извлекаются посредством воздушного потока. Тембр «голоса» духового инструмента зависит от его размеров. Чем он больше, тем больше воздуха через него проходит, от чего частота его колебания меньше, а издаваемый звук - низкий.

Существует два способа для изменения издаваемого инструментом данного типа:

  • регулировка объёма воздуха пальцами, при помощи кулисы, клапанов, вентилей и так далее, в зависимости от типа инструмента;
  • увеличение силы вдувания воздушного столба в трубу.

Звук полностью зависит от потока воздуха, отсюда и название - духовые инструменты. Список их будет дан ниже.

Разновидности духовых инструментов

Существует два основных вида - медные и деревянные. Изначально классифицированы они были таким образом в зависимости от того, из какого материала изготавливались. Сейчас в большей степени тип инструмента зависит от способа, которым из него извлекается звук. Например, флейта считается деревянным духовым инструментом. При этом изготовлена она может быть из дерева, металла или стекла. Саксофон всегда выпускается только металлическим, но относится к классу деревянных духовых. Медные инструменты могут быть изготовлены из различных металлов: медь, серебро, латунь и так далее. Существует особая разновидность - клавишные духовые инструменты. Список их не так велик. К ним относятся фисгармония, орган, аккордеон, мелодика, баян. Воздух в них поступает благодаря специальным мехам.

Какие инструменты относятся к духовым

Перечислим духовые инструменты. Список их таков:

  • труба;
  • кларнет;
  • тромбон;
  • баян;
  • флейта;
  • саксофон;
  • орган;
  • зурна;
  • гобой;
  • фисгармония;
  • балабан;
  • аккордеон;
  • валторна;
  • фагот;
  • туба;
  • волынка;
  • дудук;
  • губная гармошка;
  • македонская гайда;
  • сякухати;
  • окарина;
  • серпент;
  • рожок;
  • геликон;
  • диджериду;
  • курай;
  • трембита.

Можно назвать и некоторые другие подобные инструменты.

Медные духовые

Духовые медные музыкальные инструменты, как уже было сказано выше, изготавливаются из различных металлов, хотя в Средние века были и такие, которые делали из дерева. Звук из них извлекается путём усиления или ослабления вдуваемого воздуха, а также посредством изменения положения губ музыканта. Изначально медные духовые воспроизводили только В 30-е годы 19 века на них появились вентили. Это позволило таким инструментам воспроизводить хроматический звукоряд. У тромбона для этих целей служит выдвижная кулиса.

Медно-духовые инструменты (список):

  • труба;
  • тромбон;
  • валторна;
  • туба;
  • серпент;
  • геликон.

Деревянные духовые

Музыкальные инструменты этого типа изначально изготавливать исключительно из дерева. На сегодняшний день этот материал практически не применяется для их производства. Название отражает принцип извлечения звука - внутри трубки находится деревянная трость. Данные музыкальные инструменты снабжены отверстиями на корпусе, расположенными на строго определённом расстоянии друг от друга. Музыкант во время игры пальцами открывает и закрывает их. Благодаря этому получается определённый звук. По такому принципу звучат деревянные духовые инструменты. Названия (список), входящих в эту группу, таковы:

  • кларнет;
  • зурна;
  • гобой;
  • балабан;
  • флейта;
  • фагот.

Язычковые музыкальные инструменты

Существует ещё одна разновидность духовых - язычковые. Звучат они благодаря гибкой вибрирующей пластине (язычку), находящейся внутри. Звук извлекается путём воздействия на него воздухом, либо оттягиванием и защипыванием. По этому признаку можно составить отдельный список инструментов. Духовые язычковые делятся на несколько типов. Классифицируются они по способу извлечения звука. Он зависит от типа язычка, который может быть металлическим (например, как в трубах органа), свободно проскакивающим (как у варгана и гармоник), либо бьющим, или тростниковым, как в тростевых деревянных духовых.

Список инструментов данного типа:

  • губная гармоника;
  • варган;
  • кларнет;
  • баян;
  • фагот;
  • саксофон;
  • калимба;
  • гармонь;
  • гобой;
  • хулусы.

К духовым инструментам со свободно проскакивающим язычком относятся: баян, губная В них воздух нагнетается при помощи вдувания ртом музыканта, либо же мехами. Воздушный поток приводит к колебаниям язычков и таким образом из инструмента извлекается звук. К этому типу относится также варган. Но его язычок колеблется не под воздействием воздушного столба, а при помощи рук музыканта, посредством его защипывания и оттягивания. Гобой, фагот, саксофон и кларнет относятся к другому типу. В них язычок - бьющий, и называется он тростью. Музыкант вдувает воздух в инструмент. В результате этого язычок колеблется и извлекается звук.

Где используются духовые инструменты

Духовые инструменты, список которых был представлен в данной статье, используются в различных по составу оркестрах. Например: военный, духовой, симфонический, эстрадный, джазовый. А также изредка они могут выступать в составе камерного ансамбля. Крайне редко они бывают солирующими.

Флейта

Это Список относящихся к этому был дан выше.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов. В ней не используется язычок, как в других деревянных духовых. Здесь воздух рассекается о грань самого инструмента, за счёт чего и образуется звук. Существует несколько разновидностей флейт.

Сиринга - одноствольный либо многоствольный инструмент Древней Греции. Название её происходит от наименования птичьего голосового органа. Многоствольная сиринга в последствии стала называться флейтой Пана. На этом инструменте в античные времена играли крестьяне и пастухи. В Древнем Риме сиринга сопровождала представления на сцене.

Блокфлейта - деревянный инструмент, относящийся к семейству свистковых. К ней близки сопилка, свирель и вистл. Отличие её от других деревянных духовых в том, что на её тыльной стороне присутствует октавный клапан, то есть отверстие для закрывания пальцем, от которого зависит высота остальных звуков. Они извлекаются путём вдувания воздуха и закрывания пальцами музыканта 7 отверстий, находящихся на лицевой стороне. Этот вид флейты был самым популярным в период с 16 по 18 века. Её тембр мягкий, певучий, тёплый, но при этом его возможности ограничены. Во многих своих произведениях использовали блокфлейту такие великие композиторы, как Антонии Вивальди, Иоганн Себастьян Бах, Георг Фридрих Гендель и другие. Звук этого инструмента слабый, и постепенно его популярность снизилась. Произошло это после того, как появилась поперечная флейта, которая на сегодняшний день является самой используемой. В наше время блокфлейта применяется в основном как учебный инструмент. Начинающие флейтисты осваивают сначала её, только потом переходят к продольной.

Флейта-пикколо - разновидность поперечной. У неё самый высокий из всех духовых инструментов тембр. Звук её свистящий и пронзительный. Пикколо в два раза короче обычной Её диапазон - от «ре» второй до «до» пятой.

Другие виды флейт: поперечная, панфлейта, ди, ирландская, кена, свирель, пыжатка, вистл, окарина.

Тромбон

Это медный духовой инструмент (список входящих в данное семейство был представлен в данной статье выше). Слово «тромбон» переводится с итальянского как «большая труба». Существует с 15 века. От других инструментов данной группы тромбон отличается тем, что имеет кулису - трубку, при помощи которой музыкант извлекает звуки, изменяя объём воздушного потока внутри инструмента. Существует несколько разновидностей тромбона: теноровый (самый распространённый), басовый и альтовый (применяются реже), контрабасовый и сопрановый (практически не используются).

Хулусы

Это китайский духовой язычковый инструмент, имеющий дополнительные трубки. Другое его название - биландао. Всего трубок у него три или четыре - одна основная (мелодическая) и несколько бурдонных (низко звучащих). Звучание этого инструмента мягкое, мелодичное. Чаще всего хулусы используются для исполнения соло, очень редко - в ансамбле. Традиционно на этом инструменте играли мужчины, объясняясь в любви женщине.

Относится к духовым музыкальным инструментам. Среди медных духовых он самый высокий по звучанию. Материалом для изготовления труб служит медь или латунь, иногда их делают из серебра и др. металлов. Инструменты, подобные трубе, были известны человеку с древних времен. Уже в период античности была известна технология изготовления трубы из цельного листа металла. В странах древнего мира и значительно позже, на протяжении многих столетий, труба играла роль сигнального инструмента. В эпоху Средневековья в армиях существовала специальная должность трубача, который с помощью сигналов передавал приказы командующего тем войсковым частям, которые находились на значительном удалении. Существовал специальный отбор людей, которых в дальнейшем обучали игре на трубе. В городах имелись башенные трубачи, которые своим сигналом оповещали горожан о приближении кортежа с высокопоставленной особой, смене времени суток, приближении войск неприятеля, пожаре или других событиях. Ни один рыцарский турнир, праздник, праздничные шествия не обходились без звучания труб, подававших сигнал о начале торжественных мероприятий.

Золотой век трубы

В эпоху Возрождения технология изготовления труб становится более совершенной, растет интерес композиторов к этому инструменту, партии труб включают в оркестр. Золотым веком для инструмента многие специалисты считают период барокко. В эпоху классицизма на первый план выходят мелодические, романтичные линии, натуральные трубы уходят далеко в тень.
И только в 20-м столетии, благодаря улучшению конструкции инструмента, потрясающему мастерству трубачей, труба часто выступает как сольный инструмент в оркестрах. Она придает звучанию оркестра необыкновенную приподнятость. Благодаря яркому, блестящему тембру инструмента его начинают использовать в джазе, ска, эстрадном оркестре, других жанрах. Всему миру известны имена выдающихся сольных трубачей, филигранное мастерство которых будет всегда потрясать человеческие души. Среди них: гениальный трубач и вокалист Луи Амстронг, легендарный Андре Морис, выдающийся российский трубач Тимофей Докшицер, потрясающий мастер игры на трубе канадец Йенес Линдеманн, виртуозный исполнитель Сергей Накаряков и многие другие.

Устройство и разновидности трубы

По сути, труба является длинной цилиндрической формы трубкой, изогнутой в вытянуто-овальную форму для компактности. Правда, у мундштука она немного сужается, у раструба — расширяется. При изготовлении трубы очень важно правильно рассчитать степень расширения раструба и длину трубы. Для понижения звука имеется три вентиля, у некоторых разновидностей (труба-пикколо) — четыре. Механизм вентилей позволяет менять длину столба воздуха в трубе, что вместе со сменой положения губ позволяет получать гармонические созвуки. При извлечении звука важны игровые качества мундштука. При игре на трубе инструмент поддерживают слева, правой рукой нажимают вентили. Отсюда, труба называется правосторонним инструментом. Сегодня большинство групп играют на трубах, выполненных в строе си-бемоль, длиной 4,5 футов. Среди разновидностей имеются: редко используемая сегодня альтовая труба; вышедшая из употребления с середины 20 века басовая; малая (труба-пикколо), переживающая сегодня новый подъем.