Оснащение вертолетной площадки. Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации. Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой


При выборе площадок учитываются: преимущества вертолетов как аппаратов вертикального взлета и посадки; уровень шума - для обеспечения минимального зашумления местности: «роза ветров», чтобы до минимума сократить взлет-посадку с боковым ветром и исключить с попутным; возможность совершения аварийной посадки в любое время по маршрутам прибытия или вылета.

Если вертодром располагается в транспортных аэропортах, на крыше здания аэровокзала, перроне, площадке, примыкающей к зданию аэровокзала, т. е. в непосредственной близости к зонам регистрации пассажиров, то обеспечивается определенный интервал в движении самолетов и вертолетов во избежание- их столкновения при взлете и посадке, а также, учитывая, что. вертолеты рулят медленнее самолетов, исключается совмещение путей руления самолетов и вертолетов.

В аэропорту площадки строятся на уровне земли, а не на крыше зданий. Обычно они оборудуются на перроне для самолетов, так как это проще, дешевле и удобнее.

Выбор вертолетной площадки осуществляется с учетом четырех основных факторов: рациональное расположение и класс вертодрома; безопасность полетов в зоне вертодрома, влияние на воздушное пространство, открытое для полетов; влияние на окружающие населенные районы.

Рациональное расположение и класс вертодрома. Вертодромы размещаются на земле или на сооружениях над землей или над водой. Как правило, с наименьшими материальными затратами строятся вертодромы на уровне земли. Класс вертодрома в первую очередь зависит от летных характеристик вертолетов, от требуемого типа сооружений и обеспечения. Так, если нужен минимум посадочного- оборудования для одного вертодрома и не требуется сооружений обеспечения, то достаточно будет небольшой площадки. В связи с тем, что вертолетные линии короткой протяженности должны обеспечивать удобства для пассажиров и экономию времени, при выборе площадок определяются географические источники спроса на перевозки, сравнивается общее время путешествия на вертолетах с общим временем проезда на других видах транспорта. Для-этого перед выбором площадок рассматривается план городской системы аэропортов. При выборе площадок учитывается современный генеральный план населенного- пункта и транспортный план всего района,- так как они содержат информацию о предполагаемом использовании земли, и- данные по наземным транспортным системам района.


Безопасность полетов в зоне вертодрома. Наличие соответствующих воздушных подходов к вертодрому- основной фактор безопасности полетов. Траектория взлета и посадки должны проходить над местностью, где возможно совершать аварийные посадки. Это условие необходимо для всех однодвигательных вертолетов; много двигательные вертолеты в- состоянии длительное время совершать полет и при отказавшем двигателе. Рекомендуются траектории подхода и взлета, расположенные над автомагистралями и открытыми участками земли без препятствий. Избегаются траектории над участками городского строительства, спортивными площадками и густонаселенными районами. Точная оценка местоположения площадки- для строительства вертодрома с учетом возможных препятствий производится проверкой летных качеств вертолета в сочетании с детальным наземным обследованием площадки. Если? в зоне вертодрома имеются специальные аварийные посадочные площадки, что делает функционирование вертодрома приемлемым. то принимаются все меры для обеспечения постоянной сохранности этих площадок. Так, некоторые вертодромы в- США были вынуждены изменить объемы работы из-за ликвидации таких площадок в связи с использованием земли для других целей.

Влияние на воздушное пространство. Все предполагаемые площадки изучаются с целью определения излияния их эксплуатации на безопасное и эффективное использование воздушного транспорта. Этот элемент-выбора площадки чрезвычайно важен, особенно при размещении ее около аэропорта и других авиационных предприятий. Там, где присутствие- вертолетов может помешать взлетно-посадочным операциям самолетов, вертодромы не строят.

Влияние на окружающие населенные районы. Для успешного строительства вертодрома необходимо- заранее ознакомить проживающее вблизи него население, особенно владельцев недвижимого имущества, со специфическими особенностями вертолетов, которые позволят использовать их в- непосредственной близости от населенных пунктов. Очень важен фактор, который учитывается при проектировании вертодромов - это уровень шума, создаваемый вертолетами. Вертодромы располагаются таким образом, чтобы шум не мешал окружающему населению. Так как шум особенно велик под траекториями взлета и посадки, стараются размещать площадки

таким образом, чтобы в зоне траектории или в непосредственной близости от нее не было жилых районов.

Размеры взлетно-посадочных площадок берутся исходя из геометрических размеров вертолетов (диаметра несущего винта, длины), включая самые тяжелые машины, Находящиеся в стадии проектирования, но которые, возможно, будут эксплуатировать на данной площадке с учетом их летных характеристик. При этом учитывается способ взлета или посадки - вертикальный (по-вертолетному) или по траектории (по-самолетному) , а также состояние воздушных подходов - открытые или ограниченные.

В общем случае приняты следующие размеры площадки: длина 120 м, ширина 60 м.

В некоторых случаях площадка может быть несколько меньших размеров-для многодвигательных вертолетов с вертикальным взлетом.

Грунт или покрытие площадок должны выдерживать не только нормальные нагрузки от самых тяжелых вертолетов, но и ударные, которые могут быть при аварийных посадках. Это особенно важно на приподнятых вертодромах, где фактор нагрузки имеет первостепенное значение.

Вертодромы, находящиеся на территории жарких климатических районов или расположенные на значительной высоте над уровнем моря, должны иметь увеличенные размеры взлетно-посадочных площадок, которые определяются летно-техническими характеристиками вертолетов, эксплуатирующихся на этих вертодромах.

Рулежные дорожки перрона, если они предусмотрены, должны иметь формы, размеры, количество, зависящие от типа вертолетов, требуемого числа мест стоянки, требований к обслуживанию и необходимому оборудованию, интенсивности движения и времени оборачиваемости вертолетов, которое может изменяться от 3 мин, когда двигатели не останавливаются, до 15 мин, когда производится заправка топливом.

На вертодромах с высокой интенсивностью движения выделяются зоны ожидания вертолетов.

Поверхности площадок делаются как можно более ровными, с хорошими дренажами, свободными от пыли, грязи, камней и других предметов, которые могут повредить двигатели или лопасти винтов.

Вертодромы не требуют больших площадей, а их строительство не особых усилий, поэтому они обычно не являются дорогостоящими. Безопасные и эффективные вертодромы могут быть созданы путем использования небольшой огражденной травяной или мощеной площадки.

Некоторые страны (Япония, Англия, США), выработали свои рациональные требования по проектированию и строительству вертодромов, обеспечению их средствами противопожарной защиты, опасения при авариях.

Ниже рассматриваются некоторые положения руководства по проектированию наземных и приподнятых вертодромов, разработанного Федеральным авиационным управлением США. Показаны основные факторы, которые учитываются при проектировании и строительстве вертодромов. Принятие решений основано на практике эксплуатации известных типов вертолетов, обобщения опыта проектирования и строительства вертодромов и посадочных площадок в США.

Вертодром предлагается строить на основе существующего аэродрома Смышляевка, ввиду экономии затрат на строительство летной полосы и его географического положения.

Смышляевка -- аэропорт местных воздушных линий города Самара. Расположен на восточной окраине Самары (в 15 км к востоку от центра города) в микрорайоне Аэропорт-2, входящем в черту города. Аэродром Смышляевка 4 класса, способен принимать самолёты типа Ан-2, Л-410 и более лёгкие, а также вертолёты всех типов. С 15 июня 2012 года аэродром закрыт, преобразован в посадочную площадку и используется для производства авиационных работ.

Рисунок 7 - Схема аэропорта Смышляевка

Требования к посадочным площадкам для вертолетов

В соответствии с Федеральными авиационными правилами «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории» разработанных в соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» посадочные площадки должны отвечать следующим требованиям.

Посадочная площадка, предназначенная для самолетов, может быть использована вертолетами и иными видами воздушных судов при соблюдении требований, указанных в настоящих Правилах.

На посадочной площадке должна быть предусмотрена зона приземления и отрыва (далее - зона TLOF), зона конечного этапа захода на посадку и взлета (далее - зона FATO) и зона безопасности.

Зона FATO может быть расположена на ВПП или РД посадочной площадки, предназначенной для самолетов, либо вблизи них.

Зона FATO может быть любой конфигурации и должна иметь размеры, позволяющие:

Для вертолетов с максимальной взлетной массой более 3100 кг - поместить круг диаметром не менее диаметра, равному длине вертолета с вращающимися винтами (D), для полетов которого предназначена данная посадочная площадка;

Для вертолетов с максимальной взлетной массой 3100 кг и менее - поместить круг диаметром не менее 0,83D самого большого вертолета, для обслуживания которого предназначена данная посадочная площадка.

Средний уклон зоны FATO в любом направлении составляет не более 3%. Локальный уклон любой части зоны подхода, измеряемый по размеру колеи вертолета, не превышает 7%.

Поверхность зоны FATO должна быть свободной от препятствий и выдерживать воздействие струи несущего винта.

На посадочной площадке предусматриваются не менее одной зоны TLOF, которая может располагаться в пределах зоны FATO или вне нее.

Зона TLOF может быть любой конфигурации и должна иметь достаточные размеры, чтобы вместить круг диаметром 0,83D вертолета (11,5 метров), для полетов которого рассчитана данная зона.

Уклоны зоны TLOF устанавливаются достаточными для предотвращения скопления воды на поверхности зоны, но не должны превышать 2% в любом направлении, если иное ограничение не указано в эксплуатационной документации на воздушное судно.

Зона TLOF должна выдерживать нагрузку, создаваемую воздушными судами, для посадки которых она рассчитана.

Вокруг зоны FATO располагается зона безопасности, поверхность которой не обязательно должна быть твердой.

В зоне безопасности не допускается наличие предметов, которые в силу их функционального назначения не должны располагаться в этой зоне.

Объекты, которые в силу их функционального назначения необходимо размещать в зоне безопасности, должны быть ломкими объектами и не выше 0,25 метров. Если они располагаются вдоль границы зоны FATO, то они не должны выходить за пределы плоскости, берущей начало на высоте 0,25 метров над границей зоны FATO и восходящей в сторону от зоны FATO с градиентом 5%.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для использования вертолетами в визуальных метеорологических условиях, простирается за пределы контура зоны FATO на расстояние 0,5D вертолета, для обслуживания которого рассчитана посадочная площадка.

В случае:

Если зона FATO имеет форму четырехугольника, каждая внешняя сторона зоны безопасности должна быть не менее 2D;

Если зона FATO имеет форму окружности, диаметр зоны безопасности должен быть не менее 2D.

Зона безопасности, окружающая зону FATO, предназначенную для полетов вертолетов в приборных метеорологических условиях должна иметь размеры в поперечном направлении, не менее 45 м с каждой стороны от осевой линии и в продольном направлении, не менее 60 м от границ зоны FATO.

Восходящий уклон поверхности зоны безопасности, когда она является твердой, в направлении от границы зоны FATO не должен превышать 4%.

На посадочной площадке обеспечивается, чтобы препятствия со стороны зоны FATO не были выше боковой поверхности ограничения препятствий, простирающейся с восходящим уклоном 45° от границы зоны безопасности до высоты 10 м.

В тех случаях, когда рельеф местности или препятствия делают невозможным осуществление взлета и посадки в двух направлениях, допускается устройство посадочных площадок со стартом в одну сторону. В таких случаях расстояние от торца посадочной площадки, включая зону безопасности, до препятствий, перекрывающих второе направление полосы воздушных подходов должно быть не менее 2D (27,5 метров).

При применении криволинейной траектории набора высоты и снижения зона, свободная от препятствий, должна обеспечивать возможность осуществления начала разворота при взлете и завершения разворота при посадке на высоте не менее 30 м для всех классов летно-технических характеристик вертолетов.

Место стоянки вертолета должно иметь размеры, достаточные для того, чтобы поместить круг диаметром, равным величине 1,2D вертолета, для которого планируется использовать место стоянки. В данном случае диаметр круга равен 16,5 метров.

Если место стоянки используется для разворота вертолета:

а) вокруг него располагается защитная зона, которая простирается в стороны на расстояние 0,4D (5,5 метров) от границы места стоянки;

б) минимальный размер места стоянки и защитной зоны должен быть не менее 2D.

Если на посадочной площадке предусматривается одновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, защитные зоны мест стоянки вертолетов и связанные с ними маршруты руления не перекрываются.

Если предусматривается неодновременное маневрирование вертолетов над местами стоянок, допускается перекрытия защитных зон мест стоянки вертолетов и связанных с ними маршрута руления.

Если место стоянки вертолета предназначено для руления по земле вертолетов, имеющих шасси с колесами, его размеры должны учитывать минимальный радиус разворота вертолетов, для размещения которых предназначено место стоянки.

Если место стоянки вертолета используется для сквозного руления по земле, то минимальная ширина места стоянки и соответствующей защитной зоны должна быть не менее ширины наземного маршрута руления.

Центральная зона места стоянки вертолета должна выдерживать статическую нагрузку и нагрузку, обусловленную движением вертолетов, для обслуживания которых она предназначена и должна иметь:

а) диаметр не менее 0,83D вертолета, для обслуживания которого она предназначена;

б) ширину не менее ширины наземной РД для руления по земле, если место стоянки вертолета предназначено для выполнения сквозного руления по земле.

Допускается совмещение зоны TLOF и места стоянки.

Уклон места стоянки вертолета в любую сторону не должен превышать 2%, если иное не предусмотрено эксплуатационной документацией воздушного судна.

Места хранения вертолетов, на которых не будет производиться запуск двигателей, должны иметь размеры, необходимые для безопасного хранения вертолетов.

Ширина наземной РД для руления по земле равняется не менее 1,5 размера колеи вертолета, для обслуживания которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по земле освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии на расстояние не менее 0,75D вертолета, для руления которого предназначена РД.

Продольный уклон РД для руления по земле вертолетов не должен превышать 3%, поперечный уклон не более 2%.

На РД для руления по земле вертолетов не допускается наличие каких-либо объектов, за исключением ломких объектов, которые вследствие своего функционального назначения должны там находиться.

РД для руления вертолетов по земле должна быть оборудована таким образом, чтобы исключить воздействие незакрепленных предметов на вертолет.

РД, предназначенные для руления по земле вертолетами и самолетами, должны соответствовать наиболее строгим требованиям к РД для самолетов и к РД для руления по земле вертолетов.

Ширина РД для руления по воздуху должна быть не менее 2 размеров колеи наибольшего вертолета, для руления которого предназначена РД.

Пространство над РД для руления по воздуху освобождается от препятствий в каждую сторону от осевой линии РД на расстоянии не менее диаметра несущего винта вертолета, для руления которого предназначена РД, поверхность под указанным пространством должна быть пригодной для аварийной посадки и должна исключать повреждение вертолетов незакрепленными предметами.

Поперечные и продольные уклоны поверхности РД для руления по воздуху для вертолетов не должны превышать 10% и 7% соответственно или не должны превышать ограничений уклонов, установленных в эксплуатационной документации вертолетов, для руления которых рассчитана РД.

Вертолетные посадочные площадки с искусственным покрытием должны иметь опознавательную маркировку - букву «Н» белого цвета. На посадочных площадках при учреждениях здравоохранения наносят букву «Н» красного цвета на фоне белого креста.

Поперечная линия буквы «Н» должна быть расположена под прямым углом к предпочтительному направлению конечного этапа захода на посадку. Размеры опознавательной маркировки должны быть не меньше размеров, указанных на рисунке 8.


Рисунок 8 - Опознавательная маркировка посадочной площадки при учреждении здравоохранения.

Маркировка зоны FATO прямоугольной формы состоит из трех одинаковых маркировок, расположенных вдоль границы каждой стороны, включая угловые, через равные интервалы. Если зона FATO имеет форму окружности или любую другую форму, минимальное количество маркировок, расположенных через равные интервалы, равно пяти. Белая линия маркировки границы зоны FATO должна быть шириной не менее 0,3 м.

Маркировка зоны TLOF должна быть обеспечена в том случае, если периметр зоны TLOF не является четко выраженным. Маркировка зоны TLOF состоит из непрерывной белой линии шириной не менее 0,3 м.

Маркировка точки приземления наносится таким образом, чтобы обеспечить нахождение вертолета на безопасном расстоянии от любого препятствия, если кресло пилота вертолета находится над маркировкой и представляет собой окружность желтого цвета с шириной линии не менее 0,5 м и внутренним диаметром равным 0,5D вертолета, для посадки которого предназначена зона приземления.

Рисунок 9 - Схема маркировки посадочной площадки с искусственным покрытием

Вертолетные посадочные площадки без искусственного покрытия обозначаются в соответствии с настоящими правилами.

Знаки посадочной площадки без искусственного покрытия могут представлять собой дорожные сигнальные конусы или автопокрышки, окрашенные в контрастный цвет, или флажки.


1 - рабочая площадь посадочной площадки; 2 - усеченный конус или призма; 3 - флажки-ориентиры или дорожный сигнальный конус или автопокрышка

Рисунок 10 - Обозначение рабочей площади вертолетной посадочной площадки без искусственного покрытия

На месте стоянки вертолетов с искусственным покрытием маркируется граница центральной зоны желтой или оранжевой линией шириной не менее 0,15 м.

Места стоянки, не имеющие искусственного покрытия, обозначаются четырьмя дорожными сигнальными конусами, автопокрышками или флажками, расположенными по углам квадрата, в который может быть вписан круг, размером 1,2D вертолета, для которого предназначена данная стоянка.

На искусственном покрытии осевые линии РД для руления по земле и РД для руления по воздуху маркируются пунктирной линией желтого или оранжевого цвета шириной 0,15 м и длиной 1,5 м с разрывами 3,0 м.

Маркировка маршрутов руления по воздуху над поверхностями без искусственного покрытия может быть выполнена флажками или дорожными сигнальными конусами или покрышками.

Посадочные площадки для вертолетов оборудуются ветроуказателем. Ветроуказатель должен иметь размеры не менее размеров, указанных на рисунке 11


Рисунок 11 - Размеры ветроуказателя

При подборе и подготовке площадок для посадки поисково-спасательных вертолетов необходимо руководствоваться требованиями, изложенными в Инструкции о порядке использования вертолетов (самолетов) армейской авиации (М., Воениздат, 1981),
Под посадочные площадки для вертолетов могут использоваться ровные участки местности (луг, поле, лесная поляна), имеющие твердый грунт; в зимнее время, кроме того, замерзшие озера и реки.
При подборе площадки (минимальные размеры площадок для посадок и взлетов вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ка-27 приведены в таблице 7) учитываются:
- наличие препятствий на границах площадки;
- состояние грунта поверхности площадки (снег, песок, грязь и т. д.);
- наличие предметов, затрудняющих выполнение посадки и взлета (камни, пни, кустарник, предметы, поднимаемые струей несущего винта и затрудняющие пилотирование и работу двигателей).
Для обеспечения безопасности посадки (взлета) вертолетов пыльные посадочные площадки летом по возможности поливаются водой, а зимой очищаются от снега.
После оценки вышеуказанных элементов и выполнения необходимых работ по подготовке площадки к приему вертолетов необходимо произвести оборудование площадки, которое заключается:
- в обозначении границ площадки;
- в обозначении места приземления вертолетов;
- в оборудовании конуса для определения направления ветра.
Границы площадки обозначаются через 50 м флажками летом белого, а зимой черного цвета, ночью - фонарями красного цвета.
Место приземления вертолетов обозначается флажками, устанавливаемыми на расстоянии 15 м один от другого. Расстояние между посадочными воротами при посадке нескольких вертолетов - 75 м. Ночью на месте флажков устанавливаются фонари белого цвета или зажигаются плошки.
Для определения направления ветра при посадке и взлете на площадке оборудуется конус. Конус изготавливается из материала черного и белого цветов, прикрепляется к металлическому круглому кольцу диаметром 40 - 45 см. Кольцо с конусом крепится к шесту с таким расчетом, чтобы в зависимости от направления ветра могло свободно вращаться. Конус устанавливается на открытом месте на расстоянии 50 - 100 м от площадки и не должен мешать заходящим на посадку и взлетающим вертолетам. Для определения направления ветра можно также использовать дымовые шашки, дымный костер и др.; при этом необходимо, чтобы дым не мешал подходу и посадке вертолетов.

Минимальные размеры площадок для посадок и взлетов вертолетов Ми-2, Ми-8 и Ка-27

Состав

группы

Размеры площадки (ширина х длина), м

без препятствий

на подходах

с препятствиями на границах площадки высотой 25м

День

Ночь

День

Ночь

Одиночный вертолет

Пара

Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69
"Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"

В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст. 1383; 1999, N 28, ст. 3483; 2004, N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 13, ст. 1078; 2006, N 30, ст. 3290, 3291; 2007, N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6075; N 50, ст. 6239; 6244, 6245, 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; 2009, N 1, ст. 17; N 29, ст. 3616; 2010, N 30, ст. 4014; 2011, N 7, ст. 901) приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории".

И.Е. Левитин

Регистрационный N 20420

Утверждены федеральные авиационные правила "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории".

Данные требования не применяются к посадочным площадкам для выполнения разовой посадки, подобранным с воздуха или осмотренным с земли, а также используемым менее 30 дней в течение календарного года.

Если эксплуатационной документацией судна установлены иные требования к посадочным площадкам, то применяются они.

Требования к посадочным площадкам установлены отдельно для самолетов и вертолетов.

Поверхность взлетно-посадочной полосы (ВПП) площадки должна быть без препятствий, затрудняющих руление, взлет и посадку воздушных судов. Нужно, чтобы она выдерживала нагрузки, возникающие при движении. Определена ширина ВПП в зависимости от ее длины.

Посадочная площадка оборудуется минимум 1 ветроуказателем. Он должен быть хорошо виден со всех точек летного поля. При полетах ночью его нужно освещать. Цвет ветроуказателя должен контрастировать с окружающей местностью.

На посадочной площадке для вертолета должны быть предусмотрены зоны приземления и отрыва, конечного этапа захода на посадку и взлета, безопасности.

На посадочной площадке, расположенной в акватории, необходимо иметь лодку со спасательными кругами для оказания помощи экипажам и пассажирам.

На берегу в непосредственной близости от такой площадки оборудуют стоянки воздушных судов и причал. Посадочная площадка должна маркироваться.

Приказ вступает в силу через 90 дней после официального опубликования.

Приказ Минтранса РФ от 4 марта 2011 г. N 69 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории"


Регистрационный N 20420


Настоящий приказ вступает в силу через 90 дней со дня официального опубликования


Государственный проектно-изыскательский

и научно-исследовательский институт

АЭРОПРОЕКТ

РУКОВОДСТВО

по ПРОЕКтированию вертодромов

И ПОСАДОЧНЫХ ПЛОЩАДОК ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВ ГРАЖДАНСКОЙ АвИАЦИИ

(дополнено вертолетами Ми-26, Ка-32)

Отдел научно-технической информации

Москва, 1970

В «Руководстве» приведены основные определения, об­щие положения и составные элементы вертодромов и поса­дочных площадок, состав зданий и сооружений, требования к взаиморасположению на вертодроме грунтовой летной полосы или ВПП, МС, РД, швартовочных площадок и перронов, расчетные нагрузки для взлетно-посадочных платформ , трапов в якорных креплений швартовочных площадок и МС, а также нагрузки приходящиеся на основные и передние опоры вертолета на стоянке.

На основании летных испытаний ГосНИИ ГА даны разме­ры рабочей площади вертодромов (посадочных площадок) к воздушных подходов к ним, обеспечивающих безопасность эксплуатации вертолетов.

Настоящим «Руководством» следует пользоваться при изысканиях, проектировании и эксплуатации вертодромов и посадочных площадок, предназначенных для вертолетов гражданской авиации.

Ранее изданные «Технические требования к вертодромам ГВФ» (приказ ГУГВФ №784 от 20.12.63 г.), а также разделы других руководящих документов, касающиеся размеров назем­ных вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним, считать утратившими силу.

Руководство по проектированию вертодромов и посадочных площадок для вертолетов гражданской авиации разработано ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» при участии ГосНИИ ГА и утверждено Министерством гражданской авиации 25.06.1970г.

Ответственные исполнители: старший научный сотрудник ГПИ и НИИ ГА «Аэропроект» кандидат технических наук Бородач А.И. и начальник отделения ГосНИИ ГА Бубнов А.А.

УДК 625.712.65:629.735.45


Редактор А.М. Назаркина, исправление и дополнение Я.В. Мороз

1. Общие требования 6

2. Летные полосы и воздушные подходы к ним 7

3. Места стоянки, швартовочные площадки, рулежные

Дорожки и перроны 12

4. Служебно-техническая территория 17

5. Надводные вертодромы и посадочные площадки 18

6. Вертодромы и посадочные площадки в аэропортах 19

Приложения

1. Маркировка вертодромов и посадочных площадок 22

2. Основные летно-технические характеристики

вертолетов гражданской авиации 28


I. ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§1. Вертодром - специально подготовленный участок, имеющий комплекс сооружений и оборудования, обеспечивающий взлеты, посадки, руление, хранение и обслуживание вертолетов.

§2. Посадочная площадка - участок местности или различного рода сооружения, пригодные для взлетов и посадок вертолетов.

§3. Вертодромы и посадочные площадки могут быть по­стоянными и временными. К первым относятся вертодромы, обо­рудованные для постоянной эксплуатации вертолетов, зареги­стрированные в установленном порядке и имеющие свидетельства о регистрации.

Временные - вертодромы и посадочные площадки , не имеющие стационарного оборудования и подготовленные для взлетов и посадок вертолетов на ограниченный срок (не более одного года).
Примечание . Условия летной работы на них соответству­ют полетам с подбором посадочных площа­док с воздуха.
Производство полетов с временных вертодромов и поса­дочных площадок разрешается в следующих случаях:


  • при полетах с санитарными заданиями ;

  • выполнении авиационно-химических работ;

  • выполнении транспортно-связных полетов по обслужива­нию геологических я других экспедиций;

  • аварийно-спасательных работах;

  • производстве съемочно-поисковых работ;

  • при других видах работ, где выполняются эпизодичес­кие попеты не один и тот же участок.
На вертодромы (посадочные площадки) распространяют­ся требования к аэродромам, перечисленные в главе IV (§ 30-38) Воздушного Кодекса СССР.

§4. Постоянные вертодромы подразделится на три клас­са:


  1. для эксплуатации вертолетов всех классов;

  2. для эксплуатации вертолетов II , III и IV классов;

  3. для эксплуатации вертолетов III и IV классов.
§5. Основными составными элементами вертодрома яв­ляются:

  • летная полоса;

  • полосы воздушных подходов;

  • рулежные дорожки;

  • места стоянки вертолетов;

  • перрон;

  • швартовочные площадки ;

  • служебно-техническая территория.
Летная полоса (ЛП) - участок вертодрома, спе­циально выбранный по условиям ветровой загрузки, рельефа местности и воздушных подходов, обеспечивающий взлет и по­садку вертолетов в двух взаимно противоположных направлениях.

В состав летной полосы входят: рабочая площадь, конце­вые и боковые полосы безопасности,

Рабочая площадь - часть летной полосы, предназначенная для разбега и отрыва при взлете, приземлении пробега при посадке вертолетов.

Взлетно-посадочная полоса (ВПП) - ра­бочая площадь летной полосы или часть ее, имеющая искусственное покрытие и обеспечивающая круглогодичную эксплуатацию вертолетов.

Концевые полосы безопасности (КПБ) - спланированные участки летной полосы , расположенные у концов её рабочей площади. Они предназначены для использо­вания при выкатывании или преждевременном приземлении вертолетов при взлете и посадке по самолетному, а также выкатывании за пределы рабочей площади для погашения скорости и случае прерванного взлета.

Боковые полосы безопасности (БПБ) - грунтовые участки летной полосы, расположенные вдоль ее рабочей площади и предназначенные для обеспечения безопасности движение по грунту в случае возможных отклонений вертолетов за пределы рабочей площади при разбеге и пробе­ге.

Полосы воздушных подходов (ПВП) - часть территории, примыкающая к концам летной полосы и расположенные в направлении продолжения ее оси, над которой производится набор высоты и разворот при взлете, а так­же заход на посадку и снижение вертолета.

Препятствия - естественные и искусственные возвышения, находящиеся на территории, прилегающей к верто­дрому (посадочной площадка), которые могут явиться причиной аварии при производстве полетов.

Высота препятствий в полосе воздушных подходов ограничивается условной наклонной плоскостью, составляющей с горизонтом угол θ . В плане указанная плоскость имеет форму трапеции (a , b , c , d ).

Боковая плоскость ограничения препятствий является ус­ловной плоскостью, проходящей от внешней границы боковой полосы безопасности под углом β до той же высоты, что и плоскость ограничения препятствий в направлении полосы воздушных подходов (рис.1).

Рулежные дорожки (РД) - специально подготовленные и оборудованные пути , предназначенные для руления и буксирования вертолетов. Рулежные дорожки соединяют между собой отдельные элементы вертодрома (посадочной площадки).

Место стоянки (МС) - специально изготовлен­ные и оборудованные площадки, предназначенные для хранения эксплуатационно-технического обслуживания вертолетов.

Перрон - площадка, предназначенная для стоячки вертолетов во время посадки и высадки пассажиров, погрузки и разгрузки почты, багажа и грузов, в также для технического обслуживания транзитных вертолетов.

Швартовочные площадки (ШП) - специаль­но оборудованные якорными креплениями площадки с искусственным покрытием, предназначенные для опробования вер­толетов на привязи, обеспечивающей форсированный режим работ двигателей, и для проведения ресурсных испытаний вер­толетов.

Служебно-техническая территория (СТТ) - часть участка вертодрома, на которой располагают­ся пассажирские, служебно-технические здания и инженерные сооружения.

§6. По своему производственному и эксплуатационно-технологическому назначению постоянные вертодрому (поса­дочные площадки) подразделяются на транспортные и специ­ального применения.

Транспортные - предназначены для обеспечения регулярных пассажирских , почтовых и грузовых перевозок на воздушных линиях местного значения. Они могут располагаться на земле, на крышах зданий, на приподнятых над землей или водной поверхностью специальных платформах.

В свою очередь транспортные вертодромы подразделяются на базовые, конечные и промежуточные.

Базовыми называются вертодромы постоянного ба­зирования вертолетов, обеспечивающие их формами регламен­тного обслуживания.

Конечными называются вертодромы, в которых вертолет заканчивает полет по заданному маршруту. В них производится полная разгрузка вертолета, техобслуживание и загрузка для возвращения на базовый вертодром.

Промежуточными называются вертодромы, в которых вертолет совершает посадку согласно расписанию при полете по заданному маршруту,

Вертодром специального применения - предназначен для базирования и технического обслуживания вертолетов , выполняющих авиационно-химические, геологоразведочные и другие работы народнохозяйственного значения, включая и оказание скорой медицинской помощи населению.

Рис.1. Основные элементы вертодрома: 1 - подъездная автодорога; 2 - привокзальная площадь; 3 - аэровокзал (пассажирский павильон); 4 - служебно-техническая территория; 5 - перрон; 6 - индивидуальное место стоянки вертолета (МС); 7 - рулежные дорожки; 8 - групповая МС; 9 - швартовочная площадка; 10 - грунтовая летная полоса или ВПП; 11 - боковая плоскость ограничения препятствий ; 12 - плоскость ограничения препятствий в полосе воздушных подходов.


§7. Полеты с вертодромов и посадочных площадок долж­ны производиться в соответствии с Руководством по летной эксплуатации вертолетов.

§8. При разработке планировки служебно-технической территории вертодромов и определении основных норм площади объемных сооружений необходимо руководствоваться «Указаниями по планировке и застройке служебно-технической территории аэропортов гражданской авиации».

II. ПОСТОЯННЫЕ ВЕРТОДРОМЫ И ПОСАДОЧНЫЕ ПЛОЩАДКИ
1.Обшие требования

§9. Предназначенный для строительства вертодрома земельный участок должен удовлетворять следующим требова­ниям:


  • иметь достаточные размеры для расположения одной или нескольких летных полос и служебно-технической терри­тории, с учетом перспективного развития вертодрома;

  • располагать свободными воздушными подходами к ра­бочей площади;

  • не находиться в районе, где регулярно наблюдаются неблагоприятные атмосферные условия (низкая облачность, туманы, затопляемость ливневыми или паводковыми водами), а также вблизи заводов, фабрик, теплоэлектростанций и других объектов, создающих задымление и тем самым ухудшающих условия видимости;

  • не располагаться в непосредственной близости от жилых кварталов и не мешать перспективному развитию заселенного пункта;

  • находиться вблизи источников электроснабжения, линий теплофикации , водоснабжения, связи, канализации, наземных видов транспорта и станций метрополитена;

  • иметь минимальные затраты на освоение. Минимальные площади земельных участков, необходимые для строительства вертодромов, даны в таблице 1.
§10. Под рабочую площадь вертодрома (посадочную площадку) надлежит выбирать участок с прочным грунтом и плотным дерновым покровом (где это возможно), предотвращающим возникновение пыли, выдувание и размывание почв, а также образование грязи.
Таблица 1. Площади земельных участков min.

Весовые категории

вертолетов



Площади земельных участков, Га

Промежуточный вертодром

конечный вертодром

базовый вертодром

Тяжелые (Ми-6, Ми-10К, Ми-26)

2,5

4,0

25

Средние (Ми-4, Ми-8)

1,5

2,5

12

Легкие (Ми-2, Ка-2б, Ка-18)

1,0

1,5

8

§11. Вертодромы и посадочные площадки, совмещенные с транспортными и другими сооружениями города, располагаются на плоских крышах этих зданий только в том случае, если рядом отсутствует необходимый земельный участок.

§12. На крыше здания, кроме рабочей площади, МС и дру­гих составных элементов вертодрома (посадочной площадки), рекомендуется сооружать только диспетчерскую. Пассажирские, служебные и подсобные помещения следует располагать на техническом этаже. В направлении взлета и посадки и необхо­димо предусматривать свободную площадь, в виде газона сквера с низкорослым кустарником, спортплощадки и т.п. для ава­рийной посадки вертолета на режиме авторотации.

§13. При расположении вертодромов и посадочных площадок в ущельях гор, ширина ущелья должна быть не менее 1500м для тяжелых вертолетов (типа Ми-26) и 1000м для средних (Ми-8, Ми-4) и легких (Ми-2, Ка-26 и др.).

§14. При устройстве вертодромов и посадочных площадок на косах рек и берегах водоемов, верхний слой которых состоит из гальки или уплотненного песка, необходимо обращать особое внимание на качество подстилающего слоя , который должен выдерживать нагрузку от колес вертолета.

§15. Вертодромы и посадочные площадки должны иметь конус-ветроуказатель установленного образца для местных воздушных линий. Мачта, на которой крепится ветроуказатель, должна иметь высоту 6÷8м.

§16. Для выполнения взлетно-посадочных операций ночью и в условиях плохой видимости постоянные вертодромы и посадочные площадки должны иметь радионавигационное и световое оборудование, временные – световое оборудование упрощенного типа.
2. Летные полосы и воздушные подходы к ним

§17. Количество летных полос принимается в зависимос­ти от местных условий, размеров земельного участка, его рельефа, интенсивности движения, воздушных подходов, ско­рости и направлении господствующих ветров. При наличии свободной площади, спокойного рельефа местности и свободных воздушных подходов рабочую площадь следует принимать в виде круга или квадрата, форма которых является наиболее оптимальной для обеспечения взлета и посадки вертолетов. В случае отсутствия указанных условий рабочая площадь принимается в форме вытянутого прямоугольника (летной полосы), допускающего устройства старте только в двух взаимно про­тивоположных направлениях.

Диаметр круга и размеры квадрата принимаются по длине расчетной летной полосы для соответствующего типа вертолета. Маркировка рабочей площади вертодромов и посадочных площадок дана в Приложении 1.

§18. При недостаточной несущей способности грунта или его запыленности , когда эксплуатация вертолетов не обеспечи­вается в любое время года, на грунтовой летной полосе, в ее центральной части, устраивается взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием, как указано на рис. 2.

Рис.2. А – грунтовая летная полоса (ЛП); Б – летная полоса с ВПП; 1- рабочая площадь; 2 – боковая полоса безопасности (БПБ); 3 – концевая полоса безопасности (КПБ); 4 – полоса воздушных подходов (ПВП); 5 – взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием (ВПП).


§19. Конструкция искусственных покрытий вертодромов (посадочных площадок) рассчитывается согласно Техническим условиям на проектирование аэродромных покрытий СН 120-70. Нагрузка на опоры при стоянке даны в таблице 2.
Таблица 2. Распределение нагрузок на опоры вертолетов при стоянке.

Модель вертолета

Расчетный вес вертолета, кг

Распределение нагрузки, %

Передняя опора

Основные опоры

Ми-2

3550

25,6

74,4

Ми-4

7500

17,0

83,0

Ми-6

42500

23,0

77,0

Ми-10К

38000

18,8

81,2

Ми-26

56000

20,0

80,0

Ка-26

3250

20,0

80,0

Ка-18

1480

16,0

84,0

Примечание . Основные характеристики отечественных вертолетов, необходимые для расчетов конструкции искусственных покрытий и решения планировки вертодромов , приведены в Приложении 2.
§20. Поверхность летных полос вертодромов (посадочных площадок) должна иметь уклоны, обеспечивающие нормальную работу вертолетов, а также естественный сток поверхностных вод.

Максимально допустимые уклоны летных полос постоянных наземных вертодромов и посадочных площадок приведены в таблице 3.


Таблица 3. Уклоны летной полосы и ВПП.

Весовая категория вертолетов

Грунтовая летная полоса

ВПП с искусственным покрытием

продольный уклон

поперечный уклон

продольный уклон

попереч­ный уклон

Тяжелые (Ми-6, Ми-26)

0,025

0,02

0,02

0,015

Средние и легкие

(Ми-8, Ми-4, Ми-2,

Ка-26, Ка-18)


0,03

0,02

0,025

0,015

грунтовая летная полоса - 0,005;

ВПП с искусственным покрытием - 0,008 (поперечные).

Наиболее рационально устраивать двускатный поперечный профиль искусственных покрытий вертодрома.

Уклоны рабочей площади вертодромов и посадочных пло­щадок, расположенных на крышах зданий и приподнятых плат­формах, не должны превышать 0,01.

§21. Размеры летных полос вертодромов, посадочных площадок и воздушных подходов к ним даны в таблице 4 и на рисунке 3.
Таблица 4. Размеры элементов вертодромов и посадочных площадок, также воздушных подходов к ним 1 .


№ пп

Наименование единицы измерения

Тип вертолета

Ми-6, Ми-10К

Ми-8

Ми-4

Ми-2

Ка-26,

1

Минимальные размеры летных полос при взлетах и посадках, м:

- по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом,

в т.ч. рабочая площадь



250x100 200x50

180x60 150x30

150x60

150x45

120х40 100x20

- по-вертолетному с учетом влияния "воз­душной подушки",

в т.ч. рабочая площадь



200x100

120x60

120x60

120x45

100x40

- по-вертолетному с учетом влияния «воз­душной подушки»,

в т.ч. рабочая площадь



100x100

60х60

60х60

36х36

36x36 16x16

2

Минимальные размеры ВПП постоянных вертодромов и посадочных площадок при взлетах и посадках, м:



200x50

120x30

90x30

110x25

80x20

- по-вертолетному 2

50x50

30x30

30x30

16x16

16x16

3

Минимальные размеры рабочей площади временных вертодромов посадочных площадок при взлетах и посадках, м:

- по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом

200x50

120х30

90x30

110x25

80x20

- по-вертолетному 3

30x30

10x10

10x10

6x6

6x6

4

Минимальные размеры концевых и боковых полос безопасности l 3 , окружающих рабочую площадь вертодромов и посадоч­ных площадок, м 4

25

15

15

10

10

5

Высота h ограниченна препятствий в зоне воздушных под­ходов вертодромов или посадоч­ных площадок, м

150

150

150

150

150

6

Минимальные размеры участков воздушных подходов l 1 и l 2 , м, а также макси-мальные вели­чины тангенсов углов наклона условной плос-кости ограничения препятс-твий tg θ 1 , tg θ 2 при взлетах и посадках:

а) по-самолетному и по-вер­толетному с использованием вли­яния «воздушной по-душки»:

l 1

100

100

100

100

100

l 2

1160

1120

1160

1160

1150

tg θ 1

1:20

1:10

1:20

1:20

1:15

tg θ 2

1:8

1:8

1:8

1:8

1:8

tg β

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

ширина раструба (b ) ус-ловной плоскости ограниче-ния препятст­вий в конце участка l 1 , м

150

100

100

85

80

ширина раструба (b 1 ), ус-ловной плоскости ограниче-ния препятст­вий в конце участка l 2 , м

700

660

660

645

640

б) по-вертолетному без исполь­зования влияния «воздушной подушки»:

l 1

300

300

300

300

300

tg θ 1

1:2

1:2

1:2

1:2

1:2

tg β

1:1

1:1

1:1

1:1

1:1

7

Минимальные размеры посадочных площадок, расположенных на вершинах гор, седловинах, террасах с открытыми воздушными подходами в направлении старта , м

50x50

40x30

30x25

30x25

30x25

при этом:

- способ взлета или посад­ки на эту площадку

по-верто­летному без ис­пользова­ния влия­ния «воз­душной подушки»



по-верто­летному с исполь­зованием влияния «воздуш-ной подушки»

по-верто­летному с исполь­зованием

влияния «воздуш-ной подушки»



по-верто­летному

с исполь­зованием влияния

«воздуш-ной подушки»


- минимальное превышение такой площадки над общим рельефом местности в сторону взлета должно составлять, м

0

300

300

300

300

- минимальное расстояние от площадки до препятствий, м

500

500

500

500

500

8

Минимальные размеры посадочных площадок, расположенных на крышах зданий и приподнятых платформах, м

45x35

25x20

25x20

20x15

20x15

Примечание. 1. Размеры летных полос и воздушных подходов к ним даны без учета отказа двигателя.

2. Взлёт с использованием влияния воздушной подушки выполняется при наличии подходов, указанных в п.6(а).

3. Взлёт без использования влияния воздушной подушки при подходах, отвечающих лишь условиям п.6(б).

4. На концевых и боковых полосах безопасности временных вертодромов и посадочных площадок, обеспечивающих взлёт и посадку по-самолетному или с коротким разбегом-пробегом, допускаются препятствия высотой не более 0,5м. Исключение составляют временные вертодромы и посадочные площадки, обеспечивающие взлёт и посадку только по-вертолётному. В этом случае на концевых полосах безопасности никакие препятствия не допускаются.