Новое о поисках янтарной комнаты. Где же подлинная янтарная комната? Похищение и поиски янтарной комнаты


В Германии обнаружили возможное местонахождение Янтарной комнаты. Очередную догадку о том, где может храниться шедевр искусства XVIII века, высказали трое немецких археологов-любителей. Они утверждают, что Янтарная комната, похищенная нацистами в 1941 году, может быть спрятана в одной из пещер рядом с Дрезденом. Какова вероятность, что легендарная комната наконец найдена? Выяснял Александр Рассохин.


24 января 1944 года советские войска освободили Царское село. Екатерининский дворец, обгоревший, местами разрушенный, был разграблен. Нацисты вывезли драгоценную мебель, зеркала, картины, паркет, шелк и атлас, а также единственную в мире Янтарную комнату. Шедевр, созданный некогда немцами для прусского короля Фридриха I, а затем подаренный Петру Великому, вернулся в руки тех, кто называл себя потомками тевтонцев.

С 1942-го по 1944 год янтарные панно украшали Королевский замок Кенигсберга. Считается, что они пережили бомбардировку, пожар, однако когда город заняли советские войска, Янтарная комната бесследно исчезла. По одной из версий, немцы вывезли ее перед самым штурмом. Такого мнения придерживаются и трое пожилых археологов из Германии. Они заявляют, что нацисты соорудили секретные бункеры в пещерах недалеко от Дрездена, где и спрятали украшения Янтарной комнаты. Археологи-любители изучили землю сканером и обнаружили систему пустот, а на ветвях деревьев по соседству следы, как они предполагают, от тросов, с помощью которых и спускали ящики с панелями.

Такие аргументы ни о чем не говорят, считает историк Третьего рейха Константин Залесский. Драгоценный янтарь вряд ли мог добраться до Саксонии, считает эксперт: «Это версия не самая хорошая. До Саксонии от Кенигсберга везти янтарные панно было бы далеко, дальше только Альпийская крепость. Если комната находится на самом деле там, то почему ее не нашли, - ведь после войны эти территории были советской зоной оккупации, и местное население вело себя крайне лояльно и сообщало обо всем. Кроме того, наши специалисты нашли же Дрезденские сокровищницу и оружейную палату, которые затем были вывезены в СССР».

Где может быть спрятана Янтарная комната? Среди возможных мест называются не только бункеры и подземелья Германии, Калининграда или Польши. Заветный янтарь искали даже за океаном, рассказала заместитель директора по научной работе государственного музея «Царское село» Ираида Ботт: «Следы Янтарной комнаты ведут не только в Калининград, но и в Германию, Баварию и даже в Латинскую Америку. Ведь там после падения рейха скрылись многие нацисты. Есть варианты с Бразилией и Колумбией. Были ситуации, когда к поиску сокровищ привлекали и экстрасенсов, которым задавали вопрос об их нахождении, и многие из них также говорили про Латинскую Америку. Мы, конечно, верим в чудо, что Янтарная комната может быть найдена, и ждем его. Но надежды становится все меньше».

Если когда-нибудь драгоценные панно и будут обнаружены, то их внешний вид, скорее всего, заставит сжаться сердце не одного историка: перепады температур, ветер, влага - все это нещадно уничтожает янтарь. Однако надежду сотен археологов отыскать заветную комнату не убьет даже время.

В 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга Янтарная комната была реконструирована. Ее воссозданная версия находится в Екатерининском дворце.

об обнаружении Янтарной комнаты — на этот раз ее «нашла» в Германии команда из 73-летнего гомеопата , 71-летнего специалиста по георадарам Петера Лора и 67-летнего , чья специальность обозначена в прессе просто как «ученый». Первым о находке сообщило немецкое издание Bild .

По мнению группы, утраченная Янтарная комната спрятана в пещере Принца неподалеку от Дрездена.

О местонахождении комнаты им сообщил еще в 2001 году «надежный источник». Энтузиасты утверждают, что пещера использовалась нацистами, но упоминаний о ней в документах нет, так как они были стерты.

Просканировав пещеру Принца с помощью георадара, исследователи обнаружили в ней полости. На этих основаниях они заключили, что Янтарная комната может храниться именно там.

«Укрытие находится над железнодорожной линией, где в апреле 1945 был остановлен поезд из Кенигсберга», — утверждает Лор.

Кенигсберг, ныне Калининград, ранее был столицей Восточной Пруссии, где когда-то хранилась Янтарная комната.

Также Лор считает, что в пещере спрятан клад, принадлежавший последнему монарху развалившейся в 1918 году Германской империи, Вильгельму II, после поражения во Второй мировой войне бежавшему в Нидерланды.

«Мы обнаружили на деревьях следы стальных тросов, использовавшихся для спуска ящиков в пещеру. Измерения показали, что под пещерой находится система скрытых туннелей», - говорит Экардт.

Годом ранее Янтарную комнату польские исследователи. По их мнению, она может находиться на территории Варминьско-Мазурского воеводства, расположенного на севере Польши.

Поляки заявили, что в течение долгого времени изучали местность с помощью георадара и выяснили, что под землей располагается таинственное замурованное помещение. Это, по мнению ученых, и есть знаменитая Янтарная комната.

В 2010 году калининградские краеведы и физики в центре города под бункером последнего коменданта Кенигсберга генерала Отто фон Ляша большое подземелье.

В ходе работ исследователи двухметровую кирпичную стену и наткнулись на слой резины толщиной 20 см. Когда просверлили и его, щуп уперся в металл — по мнению ученых, там находились железные ящики.

Однако региональная служба государственной охраны объектов культурного наследия продлить исследовательской группе разрешение на работы.

Хотя прямого запрета не последовало, краеведы побоялись, что в случае форс-мажорной ситуации вся вина ляжет на них.

А еще раньше, в 2007 году, группа немецких спелеологов предположила, что Янтарная комната под рекой Преголей — у них на руках имелись чертежи, согласно которым там находился туннель. Вышедшее из строя подземелье XIV века, по их данным, было достроено в конце 1930-х — начале 1940-х годов XX века и тянулось от орденского Королевского замка Кенигсберга (ныне несуществующего) к Преголе, переходя в бетонный рукав. Выходит туннель на остров Центральный к Кафедральному собору XIV века, у стен которого находится могила философа Иммануила Канта.

Изучив территорию, спелеологи пришли к выводу, что вход в туннель взорван, скорее всего, нацистами, чтобы исключить советским властям доступ к богатствам.

Немцы собирались обратиться к своему правительству, чтобы оно в свою очередь начало вести переговоры с российской стороной о технической стороне дела.

Для калининградских историков поиск Янтарной комнаты — вопрос чести, поскольку найти ее в городе пытались все кому не лень, причем еще с 1945 года.

Янтарная комната — знаменитый шедевр искусства XVIII века, бесследно исчезнувший во время Второй мировой войны. Янтарная комната была создана немецкими мастерами для прусского короля Фридриха I, а затем подарена Петру I. Она считалась жемчужиной летней резиденции российских императоров в Царском Селе.

Безвозвратно. Но при этом поиски оригинала не прекращаются. "Известия" подключились к ним. И... нашли янтарную комнату.

Шедевр сначала подарили России, а потом украли

С того дня в 1699 году, когда скульптор-датчанин Шлютер по приказу прусского короля взял в руки теплый медовый самородок, чтоб отделать янтарными панелями кабинет монарха, будущий шедевр стал одним из самых загадочных и невезучих в истории. Когда работу закончил третий камнерез, умер заказчик - король Фридрих I. Его наследник, Фридрих Вильгельм I, засунул ненужные панели из янтаря подальше и не вспоминал о них несколько лет.

А в 1717-м панно стали дипломатическим подарком российскому царю. В Петербург их везли на 18 телегах. Груз для Петра принял Александр Меншиков. К рукам "светлейшего", говорят историки, много чего прилипало, вот и в новоприбывшей комнате недосчитались деталей. А потому собрать ее не смогли. И более 20 лет шедевр пылился невостребованным. Потом выяснилось, что напраслину возводили на Алексан-Данилыча: прусский король нашел детали у себя. Позабыл их упаковать, посылая подарок Петру I, и теперь передал Елизавете Петровне.

Но, чтобы чудо Янтарной комнаты было по-настоящему оценено, понадобились еще более четверти века и воля Екатерины Великой. Императрица повелела установить панно во дворце в Царском Селе. Великий Растрелли внес в них изменения. Нескольких деталей все же недоставало, и их дополнил мастер, выписанный из Пруссии. Он же стал хранителем комнаты.

Так что свое настоящее рождение шедевр отметил в 1770 году. Но не зря он столько лет "вызревал": те, кто видел комнату, описали ее как "образец изобретательности, торжественной праздничности". А кончилась история Янтарной комнаты в 1941-м. Ее не смогли эвакуировать из Пушкина: хрупкие и постаревшие панно не пережили бы переезда. Тогда их укутали ватой и закрыли бумагой. Но вошедшие в Пушкин немцы нашли шедевр, демонтировали и вывезли в Германию. Комната оставалась в Кенигсберге (нынешнем Калининграде) и украшала замок до прихода туда Красной Армии.

Дальше - главная тайна Янтарной комнаты. По первой и основной версии, отступая, фашисты прихватили ее с собой. Это-то и подталкивает исследователей к бесплодным розыскам шедевра в Германии. Но есть и другая версия, менее известная. Четыре года назад британские ученые опубликовали воспоминания хранителя Янтарной комнаты, из которых будто бы следует, что ее сожгли красноармейцы, занявшие Кенигсберг. Правды по-прежнему не знает никто. От этого загадка комнаты обрастает новыми легендами.

Совсем недавно по Петербургу пронесся такой слух: ее надо искать... в поселке Вырица, в сотне километров от Царского Села. В загородной резиденции питерского олигарха.

Екатерининский дворец-2

В 2003 году в мае возрожденная Янтарная комната была вновь открыта для посетителей. В тот год очередь за билетом надо было занимать в 6 утра. Какой гость северной столицы проедет мимо Царского Села?

Но редко ступает нога туриста в Вырицу. А ведь там тоже есть "Екатерининский дворец"! Проскочить его, двигаясь по шоссе, невозможно: взгляд спотыкается об это гигантское бирюзово-белое барокко посреди сельского соцреализма. Налево пойдешь - продмаг и селяне с бутылками. Направо, чуть в глубине, за полянкой - роскошно-голубые стены, кокетливые белые завитки лепнины.

Ну, вы, может, не заметили, но в Пушкине на стенах Екатерининского - желтая краска, а у меня - настоящее золото, - небрежно бросает по телефону хозяин дворца - Сергей Васильевич Васильев.

Он - очень авторитетный в Петербурге предприниматель. Ныне известен как владелец нефтеналивного терминала в морском порту Петербурга и еще некоторой серьезной собственности. Для себя и братьев он и построил в родной для них Вырице свой "Екатерининский дворец".

Ну, внутри-то, наверное, не так роскошно? - подначиваю я дворцевладельца.

Ну что вы, - снисходительно протягивает он, - самое роскошное как раз внутри!

Но убедиться, что это так, Сергей Васильевич не разрешает. Говорит, у него и так много неприятностей. И правда: пару лет назад ему пришлось пережить покушение. Автоматчики изрешетили "Роллс-ройс" Васильева, а самого его спас от гибели только золотой корпус мобильного телефона, который он прижимал в тот момент к уху. И тогда поговаривали, что убить предпринимателя хотели вовсе не из-за нефтеналивного бизнеса. А ради завладения резиденцией в Вырице. Одни считают, что объекты сопоставимы по цене. Другие смеются: дворец-то дороже.

Не исключено, что последние как раз правы. Потому что в этом дворце, по слухам, и спрятана Янтарная комната. Кто мог ее сотворить?

В чем ошибка мастера?

В 70-е годы прошлого века, когда похищенный шедевр решили создать заново, для этого была собрана группа художников-реставраторов. Сегодня это Царскосельская янтарная мастерская - единственная в мире, где умеют работать с янтарем так, как это делали в XVII-XVIII веках. Решение казалось дерзким. Ведь прежде чем приступить к созданию комнаты, надо было возродить "янтарную школу", которая была утрачена после революции.

К концу XX века нигде в мире не оставалось специалистов, которые знали бы, как работать с капризным камнем. Первыми стали - Александр Крылов, Александр Журавлев, а позже присоединился Борис Игдалов.

По крупицам собирали материал, писали методики, - рассказывает директор мастерской Борис Игдалов. - Кое-какие наработки были у реставраторов в Калининграде.

К возрождению школы пришлось подключить и несколько научных институтов. Кроме Горного, еще и такие, профиль которых, казалось бы, не имеет прямого отношения к янтарю. Химики, например, трудились над составом клея и красителей.

Янтарь не терпит химической обработки, поэтому все, что с ним соприкасается, должно быть натуральным, - объясняет Игдалов.

Специалисты по деревообработке посвятили целый пласт научной работы деревянной основе для янтарных панно. И в результате превзошли предков, которые, как выяснилось, ошиблись, выбрав для нее дубовые панели.

Свойства дуба таковы, что он, как и янтарь, живет своей жизнью, - объясняет руководитель мастерской. - Холодно ему - принимает одну форму, жарко - другую. В итоге янтарь со временем отлетал, как щепка. Мы применили новые технологии, о которых старые мастера не могли знать.

Правда, и нынешним умельцам пришлось заново "изобретать" вещи, которыми пользовались в XVII веке.

Нигде, например, нельзя было купить станок для обработки янтаря, - вспоминает Борис Игдалов. - Никто просто не знал, как их делать.

И станки сначала собирали из "запчастей", потом стали заказывать по чертежам. Поэтому и говорить не надо, что техника уникальна.

Наконец, после десяти с лишним лет подготовки реставраторы смогли подступиться к самим янтарным панно. Сначала создавали модели в пластилине и гипсе, располагая при этом скудной информацией об оригинале.

Одна из немногих фотографий, на которые мы могли ориентироваться, - Игдалов протягивает мне черно-белый снимок. - Это 17-й или 18-й год...

По прошествии 20 лет трудов мастера смогли сами оценить, насколько точно им удалось приблизиться к оригиналу. В 97-м году в Германии нашлась часть интерьера Янтарной комнаты - одна из ее флорентийских мозаик. Сходство мозаики-"новодела" с нею поразило даже самих камнерезов.

В мае 2003 года Янтарная комната в Царском Селе открылась вновь - началась ее "вторая жизнь". Высота стен - 7,8 метра, три стены отделаны янтарем, общая площадь которых - 86 кв. м. На это ушло 6 тонн янтаря, около 12 млн долларов.

Неужели такое же сокровище спрятано в Вырице?

Янтарь дышит у тебя в руках

Скажу сразу: "вырицкий" шедевр, увы, точно не может быть найденным втайне оригиналом. Во-первых, тогда бы в Германии не находили отдельные части комнаты. Во-вторых, как я узнала в поселке, в 2003 году, когда в Царском Селе уже выстраивались многометровые очереди за билетами в Янтарную комнату, в Вырице еще не было "Екатерининского дворца" Васильевых. С его бирюзовых стен строители недавно сняли пленку.

В Царскосельской мастерской моему вопросу, не делали ли они, часом, копию Янтарной комнаты для одного известного заказчика, очень удивились.

Пока что людей, которые хотели бы заказать себе "янтарную комнату", не находилось, - улыбка Бориса Игдалова с хитринкой. - Если придут - мы готовы. Опыт у нас есть, при определенных согласованиях...

Оказывается, просто копировать Янтарную комнату нельзя. Можно лишь создавать реплики отдельных деталей. Такие заказы были, но крайне редко. А вот чтоб "вторая" комната...

Выполнять эту работу для нас неинтересно, - продолжает художник. - Это мы уже сделали! А есть еще много коллекций, которые утрачены навсегда. Берлинская и Кенигсбергская коллекции.

Мастер уверен, что и желающих жить в янтарных интерьерах не найдется.

Это очень специфический камень, - уверяет он. - Даже простой янтарной шкатулкой, поверьте, вы не сможете пользоваться. Ее держать-то страшно, потому что она практически дышит у тебя в руках!

Цена вопроса должна охладить даже очень обеспеченного человека.

Положите рядом янтарный самородок и такой же по размерам золотой слиток - цена примерно одинаковая, - говорит Игдалов. - Янтарь - один из самых дорогих материалов в мире. Чтобы ухаживать за янтарной комнатой, при ней должна быть примерно такая же мастерская, как наша.

И все-таки я напрашиваюсь во дворец в Вырице.

Нельзя ли посмотреть комнату? - интересуюсь у Васильева, набравшись храбрости.

Н-нет, - чуть запнувшись, отвечает хозяин дворца. - Она... Она еще не совсем готова...

Чем порадовать богатого человека

Копия Янтарной комнаты - это апофеоз. А как еще в наши дни обустраивают свой быт люди, у которых есть тяга к прекрасному?

В конце XIX века Карл Фаберже, который был не столько великим художником, сколько великим предпринимателем, возвел камнерезную пластику сначала в ранг моды, а потом поднял ее до уровня искусства. То, что делалось в мастерских Фаберже для богатейших домов России, нынче украшает музеи.

Нечто подобное происходит и теперь: исполняя причудливые прихоти заказчиков, наши художники создают настоящие произведения искусства, которые пока могут быть скрыты за воротами особняков. Обеспеченные люди хотят видеть в своих домах нечто эксклюзивное.

Копируют, скорее, традиции, - объясняет петербургский скульптор Сергей Фалькин.

Одна из них - дарить молодоженам свадебные кубки. Это подарок парный, на кубки можно даже нанести портреты молодых. Художник во второй раз такого же кубка не создаст.

Есть даже заказчики, которые ставят такое условие: изделие никогда не должно появиться ни в одном нашем каталоге, ни на одной выставке, - рассказывает Фалькин. - Поэтому некоторые свои работы я уже и сам никогда не увижу.

Украшая свой быт, обеспеченные люди могут посоревноваться в оригинальности.

Один наш заказчик коллекционировал ягоды, - с улыбкой вспоминает Сергей. - Мы сделали практически все ягоды, какие существуют в природе. Пришлось штудировать ботанику...

Другой любитель собирал изображения носорогов. И к художникам камнерезной мастерской обратился за очередным экземпляром.

Один известный политик заказал мастерской Фалькина скульптуру домашней кошки. Другому потребовался любимый ротвейлер в камне.

Но это редкость, чтоб заказывали конкретную кошечку или собачку, - признает Сергей Фалькин. - Как правило, речь идет о подарках людям, у которых есть все, что нужно для жизни, и поэтому им надо преподнести нечто неповторимое.

Недавно Фалькин создавал флакон для духов из горного хрусталя, который приобрело в качестве подарка руководство одного питерского банка.

Возможно, эти янтарные кубки и флаконы в будущем назовут произведениями искусства. Ведь, вспомним, Янтарную комнату тоже сначала считали просто королевским подарком.

Ровно 75 лет назад фашисты демонтировали и вывезли из Екатерининского дворца в Царском селе шедевр, который называют «восьмым чудом света». С тех пор тайна исчезновения сокровищ так и остается нераскрытой. Поиски привели специалистов в подземелье старинного замка в Калининграде.

Подлинная флорентийская мозаика из Янтарной комнаты на сюжет «Обоняние и осязание» - чувства, увековеченные в драгоценных камнях, творение флорентийских мастеров XVIII века. И только эта мозаика да несколько изящных ларцов и украшений – их в 41-м успели эвакуировать в Новосибирск - напоминают о подлинной Янтарной комнате. Та, что сегодня в Екатерининском дворце – лишь ее безупречная копия.

«Никто не был готов к тому, что город Пушкин может быть занят врагами. Фашистские войска пришли 17 сентября, а 14 октября уже все было упаковано», - рассказывает хранитель фонда «Живопись» государственного музея-заповедника «Царское Село» Лариса Бардовская.

Подарок прусского короля Фридриха I Петру Великому в фашисткой Германии считали ошибкой. Комнату увезли туда, где ее создали – в Кенигсберг, нынешний Калининград. С началом бомбардировок янтарные панно упаковали в ящики и спрятали, предположительно, в подвалах замкового ресторана «Блютгерихт». После штурма города советскими войсками в апреле 1945 года замок сгорел, а вместе с ним, как думали тогда, и янтарный шедевр.

«Много было обнаружено слоев со следами горения, мы собирали все образцы. Проводился химический анализ, но нигде ни в каком месте, где проходили раскопки, признаков янтаря обнаружено не было», - рассказывает заместитель директора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолий Валуев.

На руинах замка работали десятки экспедиций, в том числе секретные. Но искали не везде. Стремительное превращение Кенигсберга в советский Калининград не оставляло ни времени, ни денег на поиск и изучение тайных ходов. Хотя именно там Янтарная комната, по одной из тысяч версий, может лежать и сейчас.

«При перепланировке улицы Шевченко, прилегающей к замку, была найдена глубокая шахта, заполненная водой. Туда опускали кирпич на веревке, он опустился на 10 метров, но попыток откачать воду не предпринималось и все засыпали мусором», - рассказывает Анатолий Валуев.

Если верить старым немецким картам, один из подземных ходов вел к бункеру последнего коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша. Убежище немцы в 45-м построили всего за полтора месяца. Искать тайные комнаты именно в этой части бункера местные краеведы начали в 90-х. Под шестью слоями краски на центральных воротах обнаружили рунические символы - один из них означает вход в сокровищницу. На месте, где изначально были ворота, сначала просверлили отверстие. А когда не обнаружили ни бетона, ни грунта, добились разрешения проделать люк.

Поисковики нашли небольшую, всего около шести квадратных метров, комнату. В обычное время комната затоплена водой почти наполовину. Первое, что бросается в глаза, - это стены. Почти все выполнены из бетона и только одна - из кирпича. Судя по тому, как неровно лежит кладка, делали стену, скорее всего, спешно. И именно за ней поисковики обнаружили еще одну полость. Возможно, это ход, который ведет к Королевскому замку, но самое интересное находится внизу. Поисковикам удалось пробурить отверстие на глубину полтора метра и опустить туда видеозонд.

В полностью затопленном помещении лежат ящики, что в них - неизвестно. Разрешение копать дальше краеведы ждут уже несколько лет. И непонятно, получат ли его вообще. Все громче звучат предположения о том, что Янтарная комната давно покинула Калининград, и разгадка - не под землей, а в архивах.

«С ними очень мало людей работали, три-четыре исследователя прикоснулось к документам, которые переведены, а переведено буквально несколько десятков», - отмечает главный архивист Государственного архива Калининградской области Анатолий Бахтин.

Тысячи неизученных документов, которые всю жизнь собирал бывший немецкий военнослужащий Георг Штайн. Перед своей внезапной и загадочной смертью - его то ли убили, то ли он покончил с собой, ответ он искал уже не в Калининграде, и даже не в Берлине, а в США. Считая, что янтарный шедевр там, в одной из частных коллекций, а значит есть надежда, что когда-нибудь его найдут, как уже нашли его часть - ту самую флорентийскую мозаику. Она долго хранилась в семье, укравшего ее солдата, потом пытались продать. После трех лет переговоров с Германией в 2000-м мозаика вернулась в родные стены Екатерининского дворца.

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал.

Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму - от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря». Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Немецкого фермера Георга Штайна называли «Индианой Джонсом Янтарной комнаты», он искал её больше 20 лет. Неоднократно Штайн получал угрожающие письма с предупреждением - прекратить поиски. В 1987 г. в его руках оказались сенсационные документы, он решил созвать пресс-конференцию и обнародовать полученную информацию. В письме к другу Штайн писал: «Нам не имеет смысла искать Янтарную комнату в Европе, она давным-давно находится в Америке». Но пресс-конференция не состоялась. Немецкие газеты сообщили: Штайн покончил с собой, вспоров живот кухонным ножом. Мало кто поверил официальной версии о самоубийстве.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это - подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность? Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней - цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков.

После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.