Буры против Британцев. (40 фото). Кто такие буры? Буры в Трансваале


В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей, с надеждой избежать геноцида и обрести новый дом, где они смогут трудиться и жить, как добрые христиане. Из Москвы, красотой и величием которой - особенно Храма Христа Спасителя - они были поражены, их путь лежит в Ставрополье.

В Россию из далекой ЮАР прибыла семья потомственных бурских трудяг - Шлебушей. Фото: Алексей Топоров

Как черные под собой белый сук рубили

В августе этого года парламент ЮАР, где с недавних пор заправляет чернокожее большинство, по инициативе левацких партий намерен внести поправку в конституцию страны, согласно которой земли белых земледельцев будут у тех отобраны. Без всяких компенсаций.

И это при том, что именно на сельское хозяйство приходится существенная часть ВВП этого африканского государства, причем полученного трудом именно белых аграриев - буров, потомков голландских переселенцев, освоивших эти земли еще в 17 веке. В Претории - столице ЮАР, обосновывая эту меру, ссылаются на «перекос», из-за которого львиная часть сельскохозяйственных земель принадлежит именно белым. Но почему-то умалчивают о том, что прежние попытки дать черным возможность работать в сельском хозяйстве провалились - потомки охотников и скотоводов-кочевников возделывать пашню не торопятся.

И даже опыт соседней Зимбабве, где в 2000 году уже отобрали землю у белых фермеров, после чего уже через год инфляция в стране преодолела стопроцентный порог, а к 2008 году достигла просто таки астрономических показателей - 231 миллиона процентов, им не показателен. А то бы обратили внимание, что по итогу экспроприаторских «реформ» национальная валюта была упразднена, а безработица достигла рекордного уровня - 80%. Но провальный опыт соседей, дорвавшихся до «черной свободы», нынешних властителей ЮАР, похоже, совсем не беспокоит.

Хуже другое - устранение расового «перекоса» в аграрной сфере является, по сути, узаконенным геноцидом. Черным геноцидом в отношении белых. Например, сегодня белому устроиться на работу в ЮАР практически невозможно, потому как работодатель, согласно заведенным в стране правилам, возьмет сначала черного соискателя, а только потом - белого, но черных в стране - 80% населения. Потому-то белые в последние годы постепенно уходили в самоизоляцию, в закрытые общины, занимаясь исключительно традиционным для них сельским хозяйством. Но теперь их намереваются лишить и этой единственной для них возможности заработать и выжить.

Сезон охоты на буров не закрывается

Но еще хуже, что жизнь буров находится под постоянной угрозой. Только в минувшие выходные черными погромщиками были зверски убиты три белых семьи. И подобные нападения на бурские фермы происходят с завидной регулярностью, их жертвами с момента прихода к власти африканцев в 1994 году уже стали, согласно данным из открытых источников, уже более 70 тыс человек...

Расправы над бурами, как правило, совершаются с подчеркнутой жестокостью: перед смертью жертв садистски пытают, женщин насилуют вне зависимости от возраста - детского или пенсионного, причем на глазах у еще живых мужчин. Нередко погромщики ничего не берут у тех, кого убивают, отчего создаётся впечатление, что они лишают жизни, истязают и громят исключительно из удовольствия или животного азарта.

Здесь, в Африке, над нашим народом нависла угроза физического истребления, - написали в своем письме в адрес общественной организации Национальный родительский комитет Ян Ади старший, Ян Ади младший и Тереза Шлебуши. - До тех же пор тиранические законы принуждают наш консервативно настроенный народ жить по крайним либеральным установкам, глубоко нам чуждым и вредоносным. Уповая на Всевышнего, мы верим в Его обеты, что подразумевает и то, что Он избавит нас, если мы, как народ, раскаемся и обратим к нему свои чаяния. Надеемся, что Он ниспошлет нам своевременное спасение. Нас воодушевляет начавшееся в Российской Федерации возрождение любви к Отечеству, Христианству и верности вековым ценностям. У российского народа, на наш взгляд, славное будущее».

По словам авторов письма, некоторые из их соплеменников «выразили интерес к развитию народной дипломатии с гражданами России и к установлению общения с ее властями с целью разъяснения положения нашего народа и, возможно, начала какого-то сотрудничества». Другие же буры «рассматривают возможность изыскания путей для поселения в России».

Хотя не все из нас уверены, что выход - в эмиграции, мы бы более чем охотно узнали о практических возможностях в этой области, или в области капиталовложения в РФ»,

Стоит отметить, что буры - это не бедные гастарбайтеры, а люди, сумевшие собственным трудом скопить определенный капитал. А также желающие работать на земле и умеющие делать это. Поэтому их интересует возможность получения вида на жительство, впоследствии - гражданства, а также долговременной аренды земельных участков с последующим их выкупом. Примерно год назад из ЮАР в Ставрополье переселилась одна бурская семья, теперь о подобном переселении задумались как минимум пятнадцать тысяч белых африканцев.

Добрая русская традиция

«Я думаю, что Россия, как гостеприимная страна, может принять этих несчастных людей, - рассказала Царьграду встречавшая семью Шлебушей в столичном аэропорту Шереметьево председатель Национального родительского комитета Ирина Волынец. - Они правильно сделали, что обратились к нам, я знаю, что свободная земля есть не только в Ставропольском крае, но еще и в Крыму, и на Северном Кавказе. И даже пока я ехала на эту встречу, пришло предложение к этим людям от знакомого бизнесмена поселиться на его земле на живописном берегу Оки. Я считаю, что мы должны поддержать этот народ, поскольку он исповедует те же ценности, что и мы: семейные традиции, общинность, все, что близко нашему традиционному русскому мышлению. Эти люди настроены по-доброму, они не хотят жить на пособия, они готовы работать».

Растроганная историей буров, приветливостью, открытостью и доброжелательностью семьи Шлебушей, Волынец даже написала соответствующее обращение к президенту России Владимиру Путину.

Эти люди готовы работать на благо России, заниматься сельским хозяйством, наукой и иными направлениями деятельности, желают приобщиться к нашей культуре и внести свою лепту в развитие нашего государства, - сказано в этом письме. - Считаю, что положительное решение по этому вопросу представит Россию в глазах международного сообщества как гостеприимную, доброжелательную страну...».

В разговоре с Царьградом Ян Ади-Старший, Ян Ади-Младший и Тереза Шлебуши рассказали о том, что их народ вынужден массово бежать из родной ЮАР. Например, мало кто знает, что знаменитый хит You’re In The Army Now был написан и впервые исполнен бурскими композиторами и исполнителями Робом и Ферди Болландами, впоследствии перебравшимися в Нидерланды. И теперь путь многих буров лежит в исторически родные им Нидерланды, а также в Австралию и США. На исторической родине еще остаются четыре миллиона потомков голландских поселенцев, но вряд ли это надолго. Шлебушей же интересует Россия, потому как именно в нашей стране они видят оплот сопротивления новому мировому порядку и либерализму.

«Они надеются в России обрести родину, где смогут жить, исходя из своих христианских ценностей и убеждений, - поделился с Царьградом сопровождавший семью буров общественник, представитель русской общины Нидерландов Дмитрий Писарев - человек по своему легендарный, ежегодно вместе с соратниками организующий в Голландии акции памяти жертв событий в Одессе и в поддержку воюющего Донбасса. - Это не просто традиционные земледельцы, но и образованные люди: Ян Ади-Старший - доктор политологии, Ян Ади-Младший - доктор богословия, Тереза - бакалавр. И еще они прекрасно помнят, как русские поддержали их во время англо-бурской войны, о том, что воевать плечом к плечу вместе с их прадедами отправились около пяти сотен добровольцев из России».

Англо-бурская война. Фото: www.globallookpress.com

Действительно, на долю потомков голландцев - буров, как и на долю русских, выпало немало тяжелых испытаний. Вопреки либеральной пропаганде, они не были чужими на земле Южной Африки и пришли туда даже намного раньше черных воинственных племен, впоследствии вторгшихся с севера, но несколько потеснив местных жителей - бушменов и готтентотов. В результате британской агрессии буры были вынуждены оставить свои поселения на юго-западном побережье африканского континента, поскольку завоеватели отказывали им в праве официально использовать родной язык. А после того, как основали северо-восточнее две независимые республики - Трансвааль и Оранжевую, пережили новую агрессию Британии, которая впервые в мировой истории применила против них бронепоезда, сносившие целые деревни, и концлагеря, где тысячами убивали военнопленных, женщин и детей.

Были, конечно, в истории буров и такие неприглядные страницы истории, как рабство и расовая сегрегация - апартеид. Но так и в истории Русской Цивилизации существовали и крепостное право, и ГУЛАГ, отчего мы все же не стали мордором, как это пытается представить западно-либеральная пропаганда. И не заслужили истребления или самоуничтожения, как бы того ни хотелось различным доброхотам.

На протяжении многовековой истории России на нашей территории находили приют от притеснений антихристианских режимов и просто простор для жизни и созидательного труда разные добрые и трудолюбивые народы - сербы, греки, армяне, немцы, чьи представители потом вливались в Русскую цивилизацию, обогащая ее. Сейчас, когда нашей стране нужны рабочие руки и свежие идеи, самое время вспомнить об этой славной традиции.

Содержание статьи

БУРЫ, или африканеры, потомки голландских поселенцев в Южной Африке. На староголландском языке бур – крестьянин. Большинство современных потомков южноафриканцев голландского происхождения оставили работу на земле и предпочитают, чтобы их именовали африканерами, т.е. африканцами. Их язык называется африкаанс .

В 17 в. голландская Ост-Индская компания начала использовать мыс Доброй Надежды как базу для пополнения запасов продовольствия на долгом пути на Восток. В 1652 около 60 служащих компании во главе с Яном ван Рибеком основали здесь первое голландское поселение. Выдающейся личностью среди поселенцев был Саймон ван дер Стел, основатель Стелленбоша. В конце 17 в., после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта, на юге Африки нашли убежище многочисленные семьи французских гугенотов. Постоянно прибывали и новые голландские эмигранты. Между переселенцами нередко возникали конфликты, и в 1707 голландская Ост-Индская компания запретила иммиграцию.

В 18 в. буры достигли на севере реки Оранжевой и на востоке реки Грейт-Фиш. Там они столкнулись с сильным в военном отношении бантуязычным населением, и завязалась длительная борьба между бурами, стремившимися расширить свои владения, и черным населением юга Африки, оказывавшим упорное сопротивление вторжению европейцев.

Британское завоевание Южной Африки.

В 1795 часть бурских поселенцев на востоке вступила в конфликт с чиновниками голландской Ост-Индской компании и основала собственные республики в Храф-Рейнете и Свеллендаме. Однако и администрация компании, и упомянутые республики прекратили существование в сентябре 1795, когда британцы захватили мыс Доброй Надежды, чтобы не допустить французов к важной базе на пути в Индию. В 1803 во время короткого перемирия с Наполеоном англичане возвратили мыс Доброй Надежды Голландии, тогда Батавской республике. Три года спустя, когда война между Британией и Францией разразилась с новой силой, англичане захватили Капскую колонию, и по окончании наполеоновских войн она стала британским владением. Население колонии в то время насчитывало 15 тыс. европейцев, в основном голландцев, и 20 тыс. рабов, среди которых были африканцы и привезенные голландцами жители Ост-Индии.

У британских властей сразу же возникли проблемы с бурами из капских поселений. Буры занимались охотой и разведением скота, земледелие их не интересовало, а земля требовалась лишь для пастбищ. Буры стремились расширить свои владения, почитали Священное писание, в быту были консервативны и поэтому сопротивлялись переменам. Когда пришли британские завоеватели, буры отнеслись к ним так же враждебно и подозрительно, как и к другим иностранцам.

Антагонизм между британцами и бурами усилился во время правления лорда Чарлза Сомерсета, первого британского губернатора, который занимал этот пост на протяжении 12 лет. В 1816 буры, которых обвинили в жестоком обращении с готтентотами, взбунтовались. Бунт был подавлен, пятеро буров были казнены. Этот инцидент глубоко врезался в их память. В 1820 прибыло около 5 тыс. переселенцев из Британии, они стали первыми европейцами, поселившимися на юге Африки после запрета иммиграции в 1707. Вдобавок ко всему, в то время как банту по-прежнему совершали набеги на восточные бурские территории, британцы объявили, что в отношении гражданских дел будут продолжать действовать голландские законы, основанные на римском праве, а в отношении уголовных дел – более мягкие британские законы. Была проведена реформа местного самоуправления, которую буры восприняли с нескрываемой неприязнью. Не нравилась им и деятельность британских миссионеров, направленная на повышение статуса небелого населения.

Великий трек.

В 1833 в Британской империи было отменено рабство. Буры посчитали недостаточной компенсацию, выплаченную британским правительством за потерю рабов. К тому же британская администрация решила передать под контроль племен банту не защищенный в военном отношении район к востоку от реки Грейт-Фиш. Это стало еще одной причиной возраставшей ненависти буров к британскому господству. В 1835 первые сотни буров покинули Капскую колонию, начав Великий трек – исход, который продлился около десятилетия. Целые семьи двигались в запряженных быками фургонах, стада крупного рогатого скота и овец перегонялись на большие расстояния. Буры перешли реку Оранжевая, а затем и реку Вааль. Многие перевалили Драконовы горы и оказались в Натале. После аннексии Натала британцами в 1843 буры вернулись в границы Оранжевого свободного государства и Трансвааля.

Трек оказал на бурскую историю огромное влияние несмотря на то, что мигрировало всего около 10 тыс. человек; в несколько раз больше буров осталось под властью Британии в Капской колонии. Переселению препятствовала Голландская реформатская церковь, ни один из ее священников не сопровождал трекеров. Создание независимых бурских общин за пределами британских владений территориально закрепило раскол среди буров, связанный с их отношением к британскому господству. Эти общины служили прибежищем для буров из Капской колонии, которые не могли принять британский режим.

Буры Капской колонии.

Поскольку большинство отправившихся в трек буров жили в восточной части Капской колонии, англоязычные поселенцы оказались там в численном превосходстве. Тем не менее буры по-прежнему составляли большинство населения Капской колонии. Когда в 1854 в колонии были учреждены представительные институты, буры получили большинство в обеих палатах законодательного органа. В 1872, когда колонии была предоставлена автономия, им удалось установить контроль над местными органами исполнительной власти. Открытие алмазных копей в Кимберли в 1867 и присоединение этого района к Капской колонии путем аннексии в 1876 с лихвой компенсировало ущерб, причиненный экономике колонии открытием Суэцкого канала в 1869, и сделало возможным одновременное снижение налогов и строительство железных дорог.

В 1881 буры создали политическую партию «Африкандер Бонд». На первых порах она действовала в тесном контакте с бурскими политическими организациями за рекой Оранжевой, но вскоре эти связи были разорваны, и в период премьерства в Капской колонии Сесила Родса Бонд поддерживал правительство. В 1898 представитель Бонда Шрейнер стал премьер-министром Капской колонии, но его политика встретила резкое противодействие президента Трансвааля Крюгера. Во время англо-бурской войны (1899–1902) Шрейнер смог удержать население Капской колонии на стороне Британии. В 1908, во время подготовки новой конституции объединенной Южной Африки, премьер-министром Капской колонии был другой лидер Бонда – Мерримэн.

Буры в Трансваале.

Из участвовавших в треке буров дальше всех ушли наиболее решительные противники британского господства. За рекой Вааль их сразу атаковали матабеле под предводительством Моселекатсе, но в 1838 отряды банту были оттеснены за реку Лимпопо. После избавления от внешней угрозы среди трансваальских буров начались раздоры, признанным лидером на юго-востоке являлся Андриес Преториус, а на северо-востоке – Потгиетер. Лидеры примирились в 1852.

В 1852 Преториус добился соглашения с англичанами, в котором признавалась независимость буров Трансвааля. Однако внешняя угроза и внутренние распри держали Трансвааль в состоянии постоянного напряжения. В 1857 Мартинус Преториус, сын Андриеса, совместно с Крюгером возглавил наступление на Оранжевое свободное государство, но оно было отбито. В том же году в Трансваале было создано правительство во главе с президентом Преториусом. Однако многие районы страны отказались признать его власть. Ситуация еще больше осложнилась в 1860 с избранием Преториуса на пост президента Оранжевого свободного государства, что привело к его постоянным отлучкам из Трансвааля в 1860–1863. После неудачных попыток аннексировать Оранжевое свободное государство сначала военными, а затем конституционными методами трансваальские буры попытались захватить земли на востоке и западе. Оба похода окончились неудачей, и Преториус вынужден был уйти в отставку в 1872. Ситуация продолжала ухудшаться, быстро нарастала угроза вторжения зулусов.

В 1877 Трансвааль впервые аннексировала Великобритания, и в 1879 зулусы были разбиты британскими войсками. Затем буры нанесли поражение британцам, и в 1881 страна вернулась под бурский контроль. В 1883 Крюгер был избран президентом Южно-Африканской Республики. Ее границы были определены договором, но буры вторглись в Бечуаналенд на западе и британцам силой удалось заставить их отступить на свою территорию в 1885. За этим последовало открытие месторождений золота близ Йоханнесбурга и нашествие тысяч старателей, в основном англоязычных. Вскоре их численность почти сравнялась с бурским населением, нарастала враждебность в отношениях между бурами и золотоискателями. Буры Оранжевого свободного государства были вынуждены объединиться с бурами Трансвааля, и в 1899 они объявили войну Великобритании. Условия Феринихингского мирного договора 1902 предусматривали автономию Трансвааля, и она была предоставлена ему в 1906. Первым премьер-министром стал генерал Луис Бота, который принял участие в разработке конституции Южно-Африканского Союза.

Оранжевое свободное государство и Натал.

Промежуточное положение Оранжевого свободного государства между Трансваалем и Капской колонией наложило печать на взгляды населявших его буров. Они не были готовы сопротивляться Британии столь же решительно, как трансваальцы, но и не могли жить под властью Британии подобно бурам Капской колонии. Среди жителей не было единства. Те, кто населял северные районы, были приверженцами политики Трансвааля и выступали за более тесные связи с трансваальскими бурами. Южане, среди которых было немало англоязычных поселенцев, не считали зазорным просить у Британии помощь в борьбе со своими заядлыми врагами – басуто во главе с Мошешем. Не возражали они и против экономических связей с Кейптауном, в то время как трансваальские буры пытались вести внешнеторговые операции через Делагоа-Бей в португальской Восточной Африке (Мозамбик).

В 1848 по просьбе жителей южной части Оранжевого свободного государства Британия решилась на аннексию страны от реки Оранжевой до реки Вааль. Результатом стало нападение на британцев буров в 1848 в Бумплатце под командованием трансваальцев Преториуса и Крюгера. В 1854, когда накануне Крымской войны Британия стремилась ограничить свои обязательства в Южной Африке, она уступила настойчивым требованиям жителей северной части Свободного государства и вновь предоставила республике независимость.

Ситуация требовала твердого, но умеренного лидера. В 1864 президентом стал Джон Бранд, который оставался на этом посту до своей смерти в 1888. В последующие десять лет Оранжевое свободное государство постепенно сближалось с Трансваалем, хотя буры опасались слишком сильной зависимости от могущественного, но неуравновешенного северного соседа. Декларация о начале войны 1899 была выпущена обеими республиками.

В 1907 Оранжевому свободному государству была предоставлена колониальная автономия, и Абрахам Фишер стал его первым премьер-министром. В 1908 эта колония Оранжевой реки была объединена с Наталом, Капской колонией и Трансваалем в соответствии с планом создания Южно-Африканского Союза (ЮАС). В то время только в Натале у власти находился небурский премьер-министр. Там с самого начала бурская община оказалась в явном меньшинстве. В этом государстве никогда не велась антибританская агитация.

Буры в Южно-Африканском Союзе.

В 1910 был провозглашен Южно-Африканский Союз, бывшие колонии были сведены до уровня муниципалитетов. Политический союз и железные дороги довершили дело воссоединения буров. Первым премьер-министром Союза стал Луис Бота, а его заместителем – генерал Ян Смэтс. Они создали Южно-Африканскую партию, которая почти целиком состояла из буров. Партия включала группу радикальных националистов, чьим признанным лидером был генерал Джеймс Герцог. Вскоре после начала Первой мировой войны Герцог вышел из кабинета министров и создал Национальную партию. В конце 1914 произошло восстание, в котором наряду с бурскими экстремистами участвовали немецкие поселенцы. Это заставило Юнионистскую партию (куда входили англоязычные жители Союза) оказать поддержку Южно-Африканской партии.

В 1919 Бота умер, и премьер-министром стал Смэтс. Это привело к ослаблению влияния Южно-Африканской партии среди буров, и в 1920 Смэтсу пришлось объединить свою партию с юнионистами. На выборах 1924 коалиция потерпела сокрушительное поражение, и пост премьер-министра занял Герцог. Едва он вступил в должность, как проявились противоречия в рядах Национальной партии. Сам Герцог прекратил агитацию за полное отделение от Содружества, поскольку декларация Бальфура 1926 обещала доминионам полную автономию во внутренних и внешних делах. Однако его заместитель Дэниел Малан продолжал добиваться независимости. В 1933 партия Смэтса и сторонники Герцога из Националистической партии создали Объединенную партию (Смэтс при этом лишился поддержки части англоязычных сторонников), а Малан и его приверженцы образовали «очищенную» национальную партию. Когда Великобритания объявила войну Германии в 1939, Южно-Африканский парламент проголосовал за вступление в войну, и Герцог, который выступал за нейтралитет, ушел в отставку. Его партия объединилась с партией Малана, составив официальную оппозицию, а Смэтс вновь занял пост премьера. В 1942 Герцог умер, и Малан стал лидером бурских националистов, выступавших против участия в войне и связей с Британией.

Первые после окончания Второй мировой войны всеобщие выборы в мае 1948 принесли партии Малана незначительное большинство, и он стал премьер-министром. Бурские националисты пришли к власти в тот момент, когда Содружество, откуда они намеревались вывести ЮАС, находилось в состоянии нестабильности. Из него вышла Бирма, то же самое готовилась сделать Ирландия. Новые доминионы Цейлон, Пакистан и Индия оставались в Содружестве, но было ясно, что при желании они способны отделиться. К тому же в Южно-Африканском Союзе в центре внимания постоянно оказывалась и проблема взаимоотношений между белым и небелым населением.

Отношения между африканерами и африканцами.

Характер англо-бурских отношений в значительной степени определялся взаимоотношениями буров и небелых. Буры, называвшие себя сначала африкандерами, а затем африканерами, всегда превосходили по численности остальных европейцев, но были явным меньшинством по сравнению с небелым населением.

После прихода к власти в 1948 бурские националисты начали проводить политику апартеида, направленную на максимальное разделение белого и небелого населения. Эта политика пользовалась поддержкой подавляющего большинства африканеров, но вызывала негодование небелых и опасения белого англоязычного населения. Однако только после празднования трехсотлетия высадки первых голландских колонистов в 1952 прошла кратковременная кампания массового несоблюдения небелыми законов апартеида. Правительства Национальной партии, сначала под руководством Малана, а затем других премьер-министров, отвечали ужесточением апартеида.

Тем временем британское правительство, все еще сохранявшее ответственность за судьбу своих протекторатов на юге Африки, стало проявлять беспокойство в связи с расовой политикой Национальной партии. По экономическим и стратегическим соображениям отделение ЮАС от Содружества было невыгодно обеим сторонам. 5 октября 1960 на референдуме, в котором участвовало белое население, Южная Африка высказалась за провозглашение республики. За изменение статуса проголосовало африканерское большинство, против выспутило англоязычное меньшинство. Однако Южная Африка была членом Содружества, поэтому на изменение статуса необходимо было его разрешение. В марте 1961 министры иностранных дел членов Содружества встретились, чтобы заслушать обращение Южной Африки. 15 марта после трехдневных дебатов премьер-министр Фервурд объявил, что его страна снимает свою просьбу.

Долгое время в общественном сознании Южная Африка ассоциировалась с расизмом и апартеидом. Подразумевалось, что черные туземцы здесь порабощены белыми колонизаторами. Рецепт всеобщего счастья казался простым. Долой белых угнетателей, свободу порабощенным местным жителям! Ура, товарищи!

Те же, кто знал историю этой страны, понимал, что все не так просто.

Начнем с того, что коренное, туземное, население было здесь немногочисленным. Эти племена, которые известны под именем бушменов, были племенами охотников и собирателей. Они жили родовыми общинами, и находились на очень низкой степени развития цивилизации. Бушмены были небольшого роста, около 150 сантиметров. Как говорят генетики, хромосомный набор бушменов – один из самых древних среди всех представителей вида Homo Sapiens. Чуть западнее бушменов жили родственные им племена, которых называли «готтентотами». Готтентоты имели чуть более развитую цивилизацию. Они занимались охотой и скотоводством. Готтентоты и бушмены говорят на родственных языках, и их культуры во многом схожи.

И «бушмен», и «готтентот» – не самоназвания. Это – слова, которыми местных жителей назвали европейцы, появившиеся здесь в 1652 году. Были это голландцы, которые, следом за португальцами, осваивали морской путь вокруг Африки в Индию. Неподалеку от мыса Бурь, впоследствии переименованном в мыс Доброй Надежды, голландцы основали форпост, который назвали «Капштадт» (Город на мысе). Сейчас этот город известен, как Кейптаун. Капштадт был воротами, через которые в южную Африку прибывали колонисты из Нидерландов и из Германии, а также французские протестанты – гугеноты, которые спасались от религиозных преследований у себя на родине. Они освоили и заселили обширные и преимущественно пустые территории на юге Африки. Это были степи, прекрасное место для того, чтобы обрабатывать землю и разводить скот. И то, и другое поселенцы делать могли и хотели. В течение 17-го и 18-го веков они освоили огромные просторы, ставшие для них новой родиной. Сами себя они называли «бурами», что по-голландски означает «крестьянин».

В те же далекие времена возникло понятие «апартхайд» (апартеид). Колонисты пытались торговать с бушменами. Но оказалось, что разница в культурах между бурами и бушменами-готтентотами настолько велика, что взаимовыгодный обмен не получался. Грубо говоря, туземцы воспринимали буров, как обманщиков и хитрецов, а буры бушменов и готтентотов – как воров и разбойников. Поэтому буры решили между собой: никаких взаимоотношений с туземцами. Мы – здесь, они – там. Как и любое общественное соглашение в протестантском обществе, это правило неуклонно соблюдалось. Почти никакого общения с коренными жителями у буров не было. Тем более, никакого сексуального общения. С нашей точки зрения – чистейший расизм, с их точки зрения – высокоморальное поведение. Что, впрочем, не исключало, физического уничтожения бушменов и оттеснения их со «своих» земель. Точно так же поступали колонисты в Америке с индейцами.

А вот с черными рабами, завозимых на юг Африки из других голландских владений белые колонисты смешивались без всяких предрассудков. В результате чего образовалась прослойка метисов, «цветных», которые сейчас составляют до половины населения во многих провинциях Южной Африки.

В принципе, такое поведение белых колонистов худо-бедно вписывается в рамки традиционной картины колонизации Африки европейцами. «Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый, белую работу делает белый, черную работу – черный». Дальше происходят более интересные события. На сцене появляются черные колонизаторы.

В 1770 году, африканеры (другое самоназвание буров), продвигаясь на северо-восток, столкнулись с экспансией племен коса (из группы народов банту). Коса стояли на гораздо более высокой степени цивилизационного развития, чем коренное черное население юга Африки. Хотя они не имели огнестрельного оружия, но брали замечательной воинской организацией и личной храбростью. Они двигались из центральных частей Африки на юг и захватывали территории, обитателей которых, тоже черных, обращали в рабство или уничтожали. То есть, согласно европейским определениям, самым жестоким образом колонизировали. Впрочем, благодаря пограничным войнам с племенами коса экспансия белых колонистов на север была остановлена.

Но этого мало. В 1795 году пришло время белым колонизаторам враждовать с другими белыми колонизаторами. В ходе наполеоновских войн королевство Нидерландов было захвачено французскими войсками и превратилось в Батавскую республику. Великобритания, естественно, не желала усиления французского влияния в столь важном регионе, на пути из Европы в Индию. В 1805 году они начали захват Капской колонии. Естественно, что бурам такой поворот истории не понравился. Еще более не понравилось им, что Британия начала поощрять приезд поселенцев в Южную Африку. И не только из метрополии, но также из Индии. Так что в стране появился еще один этнос с еще одним цветом кожи и с еще одной культурой. Впрочем, смена власти привела к тому, что экспансия коса с севера была приостановлена. По берегам реки Грейт-Фиш англичане возвели военные форты.

В 1833 году Великобритания запретила рабство в своих колониях. Это было сильным ударом по благосостоянию буров и последним их разногласием с британской властью. Буры решили уйти с территорий, занятых англичанами. Этот поход они назвали Великим треком и, что в стиле протестантов, сравнивали с исходом евреев из Египта.

В ходе Великого трека около 15 тысяч буров переместились из пределов Капской колонии в глубь континента, на северо-запад. Здесь находилось высокое плоскогорье Вельд. Здесь буры столкнулись с племенами зулу (зулусов). Буры направили к правителю зулу своих предводителей с тем, чтобы добиться соглашения о поселении в этих местах. В ответ зулу устроили побоище переселенцев, в том числе, женщин и детей.

В ответ на это в декабре 1838 года несколько сот буров в битве на реке Инкоме разбили десятитысячное войско зулусов, уничтожив при этом около трех тысяч из них. При этом сами буры потеряли только нескольких человек. В результате зулусы отказались от больших территорий, расположенных к югу от реки Тугела. Здесь была организована республика Наталь, которая в 1843 году была присоединена к владениям Великобритании и стала частью Капской колонии.

Те буры, которые не желали жить под властью британцев, продвинулись дальше на северо-запад, где создали два новых государства. В 1852 году появилась республика Трансвааль со столицей в Претории, а в 1854 году – Свободное Оранжевое государство, столица которого находилась в Блумфонтейне. Почему государство называлось Оранжевым, понятно. Это цвета Оранской династии, властителей Нидерландов.

Вполне возможно, британцы смирились бы с существованием двух независимых республик, даже под патронажем дружественной Оранской династии. Но в 1867 году в Трансваале было открыто месторождение алмазов, а в 1886 году – золота. Это привело к росту экономики бурских колоний и увеличению иммиграции из Европы в государства буров. В 1877 году Великобритания произвела аннексию Трансвааля. Захват произвел отряд англичан численностью всего в 25 человек. Не было сделано ни единого выстрела.

В 1880 - 1881 годах разразилась первая англо-бурская война. Буры отстояли свою независимость. Но не столько из-за своего героизма, сколько из-за того, что в то время в планах Великобритании не значилась длительная колониальная война. Кроме того, колониальных войск в Южной Африке у британцев в то время драматически не хватало.

Вторая англо-бурская война произошла в 1899 - 1902 годах. В этой войне буры проиграли. Англичане были лучше экипированы и лучше обучены. К тому же численное преимущество было на этот раз за ними. В ответ на поражение буры начали партизанскую войну.

Вторая англо-бурская война считается первой войной 20-го века. Как говорят многие историки, она предсказала многие страшные страницы двух последующих мировых войн. Англичане собрали бурских женщин и детей в концентрационные лагеря. За партизанами охотились специальные мобильные группы, использующие для перемещения бронепоезда. Началось применение разрывных пуль и колючей проволоки.

Вторая англо-бурская война вызвала во всем мире протесты против Великобритании и сочувствие к бурам. Буров считали жертвами насильственной британской колонизации. Такое изображение событий имеет место в романах Луи Буссенара «Капитан Сорви-голова» и «Похитители бриллиантов». Впрочем, сочувствие бурам ограничивалось, в основном, эмоциями. По словам У.Черчилля, «ни один народ не получал так много выражений сочувствия на словах и так мало практической поддержки на деле, как буры»

В свою очередь, британские «инженеры человеческих душ» внесли свой вклад в борьбу идей, представляя буров тупой и неотесанной деревенщиной, к тому же эксплуатирующими бедных черных. У А.Конан-Дойля имеется книга «Война в Южной Африке», а у Р.Киплинга – несколько героических стихотворений.

В русскую традицию вошла песня «Трансваль, Трансваль, страна моя, ты вся горишь в огне». Песню можно считать русской народной, хотя ее основой послужило стихотворение Галины Галиной (Глафиры Мамошиной). Песня эта стала особенно популярной в годы Гражданской войны. С этой песней ходили по дворам шарманщики. Она хорошо ложилась на однообразную и «закольцованную» мелодию музыкального ящика.

Еще одна память об англо-бурской войне – мужское суеверие: трое от одной спички не закуривают. Говорят, что этому правилу обучили англичан буры, отличные стрелки. Зажигаешь спичку, прикуриваешь – бур вскидывает ружье, прикуривает второй – бур прицеливается, прикуривает третий – бур стреляет. И, без сомнения, попадает.

На Северный Кавказ в начале июля приедут представители народа буров. Делегацию буров возглавит доктор Ян Андриан Слебус. Потомки голландских колонизаторов Африки планируют узнать, как можно переехать в регион.

Гости из ЮАР хотят пообщаться с казаками, с местным населением, ставропольскими политиками и религиозными деятелями, сообщает общественный активист Владимир Полубояренко.

В случае одобрения и оказания поддержки со стороны краевых властей на Ставрополье для занятия сельским хозяйством могут переселиться из ЮАР свыше 15 тысяч буров, которых не устраивают современные условия жизни на родине. Также планируется, что в случае успеха первой партии переселенцев другие буры могут обосноваться в Крыму, Краснодарском крае и республиках СКФО.

Великий трек

Так называется начавшееся в 1835 году переселение буров в центральные районы Южной Африки. Из голландской Капской колонии, которая, кстати, была первой на африканском континенте, европейцы стали подниматься выше в стремлении уйти из-под власти Нидерландской Ост-Индийской копании.


Переселение буров

Имея большое превосходство в вооружении и военной подготовке, буры-кочевники без большого труда побеждали местные племена и продвигались дальше, вглубь континента. Одна из таких групп «трекбуров» (численностью чуть больше 200 человек) под командованием Андриса Потгитера в 1837 году напало на селение Мосега и выбила оттуда племя ндебеле. Сразу же после бегства племени Потгитер выпустил прокламацию, в которой говорил о создании нового государства переселенцев-фермеров. После этого многие буры стали переселяться в страну, названную Трансвааль.

Андрис Потгитер

Первые поселения

Фермеры практически сразу же разбили деревню, которая получила название в честь их лидера — Андрис Орхигстад. Однако в скором времени стало понятно, что место, выбранное для проживания, не подходит фермерам. Им пришлось покинуть эти земли и переселиться на возвышенность, в город, который они назвали Лиденбург. В то же время в районах, покинутых Потгитером и его людьми обосновались другие буры под предводительством Андриса Преториуса.


Буры в Африке

17 января 1852 года Великобритания по просьбе Потгитера подписала договор, согласно которому признавалась независимость около 5000 бурских семей в регионе Трансвааль. Через два года на карте Африки официально появилось ещё одна независимая страна буров — Оранжевое Свободное Государство. Между двумя небольшими государствами сразу же возникли большие разногласия.

Дела государственной важности

С 1856 года Трансвааль начинает оформляться как настоящее государство: специальная ассамблея за три недели создала конституцию страны, было выбрано официальное название Южно-Африканская Республика, был создан орган законодательной власти фольксраад. Конституция, к слову, не предполагала никакого равенства для «цветных», всеми правами были наделены только потомки европейцев. Чтобы упрочить своё положение, Мартинус Преториус (сын Андриса Преториуса), ставший лидером трансваальцев после смерти Потгитера, даже собирался заключить союз с прежде ненавистным Оранжевым Свободным Государством, однако для этого он выбрал не самый верный путь — он попытался объединить государства, вторгнувшись вместе со своим военачальником Паулем Крюгером на территорию Оранжевой республики. Войска Оранжевого Свободного Государства дали отпор армии Преториуса, он был вынужден вернуться в свою страну.


Пауль Крюгер — один из президентов ЮАР

Примерно в это же время в Трансваале появилось селение, ставшее столицей государства. В честь старшего Преториуса город получил название Претория. Благодаря усилиям своих партизан, Преториус, оставаясь президентом ЮАР, был избран президентом Оранжевого Свободного Государства. Многие граждане посчитали это назначение незаконным и пытались добиться того, чтобы Преториус отказалс хотя бы от одной президентской должности.

Англо-бурские войны

В 1877 году Великобритания объявила об аннексии Южно-Африканской республики, которая была ослаблена войной с зулусами. Однако буры восстали уже через три года, и в 1880 Трансвааль вновь обрёл независимость. Кстати, на стороне буров воевало большое количество русских солдат, отправившихся за тысячи километров восстанавливать справедливость. Буры, заключив мирный договор, получили полное внутренние самоуправление, но в то же время согласились на сюзеренитет Великобритании. Однако британцы не всё же не могли допустить, чтобы территории, на которых велась активная добыча золота, оставались вне их прямого контроля.

Английский капитан Таус убивает русского полковника Максимова

11 октября 1899 года началась вторая англо-бурская война. После нескольких месяцев начальных успехов буры были разгромлены, и после двухлетней партизанской войны буры подписали капитуляцию. Трансвааль прекратил своё существование как независимое государство и стал частью Британской империи.

Потомки голландских колонизаторов Африки могут переселиться в Ставропольский край и другие регионы Юга России и Северного Кавказа . Речь идет о белом населении страны - бурах. Подробности в эфире программы «КРАЙности» на Радио «Комсомольская правда» (105,7 FM в Ставрополе и 88,8 FM в регионе КВМ) рассказал помощник уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Владимир Полубояренко .

Представители буров обратились ко мне сами после того, как узнали, что в прошлом году в Ставрополь переехала семья Мартенсов из Германии . Их там в ЮАР уже много лет терроризируют. Они переезжают в разные страны мира. Но многие буры хотят именно к нам - верят в будущее России и христианскую мораль. Почему на Ставрополье ? У них же там жара, на востоке России они генетически не выживут, - говорит Полубояренко. - В начале июля несколько представителей этого народа приедут на переговоры. На них будут присутствовать власти региона, казаки, духовенство.

По словам Владимира Полубояренко, делегация, которая приедет через неделю, сама себе оплатила перелет и проживание в гостинице.

Да они вообще ничего не просят! Более того, каждая семья привезет с собой до полумиллиона долларов. Они хотят лишь того, чтобы им дали вид на жительство с последующим получением гражданства, а также землю в долгосрочную аренду или право ее выкупить. 30 семей готовы выехать на Ставрополье в любое время.

15 тысяч беженцев из ЮАР планируют переехать на Ставрополье. Но нужны ли они нам? [дискуссия]

ПОРЯДОЧНЫЕ ТРУДЯГИ

Свое мнение о возможном переезде буров на Ставрополье высказал в эфире Радио «Комсомольская правда» журналист и общественный деятель Максим Шевченко .

Буры - это люди с очень большими деньгами, а не нищие гастарбайтеры. Они порядочные, консервативные и трудолюбивые. Россия была бы им рада. Наша страна всегда была союзником буров во время Англо-Бурской войны. Даже российские политики воевали на их стороне в качестве добровольцев. Этот народ всегда знал, что Россия их защитит от британской экспансии. Но если они бегут из своей страны, значит там происходит что-то действительно серьезное, - считает Шевченко. - Другой вопрос: почему Ставрополье, а не другие регионы? Здесь ведь есть проблемы с землей. Я даже не могу представить, где их можно поселить.

Однако не все жители региона довольны. В первую очередь ставропольцев беспокоит конкуренция на рынке труда: в регионе и так не очень много рабочих мест. Других - земельный вопрос. Как бы то ни было, власти Ставрополья пока никак не прокомментировали возможный наплыв беженцев.

Актриса Шарлиз Терон - одна из самых известных представительниц народа буровФото: Архив "КП"

ПОДСЛУШАНО НА РАДИО «КП»:

Валентина: - Когда к нам переселились казаки-некрасовцы я была очень рада! Но есть и другой опыт. После того, как рухнул советский союз беженцы рванули покупать у нас заводы и земли. И коренное население превратилось практически в рабов. Как бы история не повторилась, и все то, что мы зарабатывали потом и кровью не отошло потом к бурам.

Сергей: - Я однозначно «за»! Я сам переселенец из Луганской области. Меня приняли здесь очень хорошо. Ставропольский край принимает всех и все уживаются. Много конфессий в крае, разные культуры, народности, вместе живут. И с бурами уживемся!

Елена: - Я против. У нас в селах нет работы для своих людей. Не то чтобы своим помочь! А мы тут беженцев хотим приютить. Ну, и христианство разное. Православие и протестантство очень отличается. В первую очередь в образе жизни. Ну, и еще неизвестно, какие там они болезни к нам привезут.

Анатолий: - Люди-трудяги всегда нужны! Буры - хорошие и порядочные люди! Пусть приезжают, работают у нас. И заодно поднимают экономику Ставрополья!

КТО ТАКИЕ БУРЫ

Буры - потомки голландских колонизаторов в Африке. Это первые белые переселенцы, которые обосновались на Юге континента в середине 17-го века. Во время Голландской Ост-Индской кампании здесь останавливались суда для пополнения запасов. Буры отличные фермеры, многие из них имеют хорошее образование. Они христиане, исповедуют протестантизм. В последние годы буры все чаще становятся жертвами различных националистических банд. По данным зарубежных СМИ, только за 2015 год произошло более 200 нападений на фермы буров. Несколько десятков человек были убиты.

ВАЖНО!

Слушайте радио "Комсомольская правда" на частоте 105,7 FM в Ставрополеи 88,8 FM в регионе КМВ, на нашем сайте или в мобильных приложениях Радио КП для и .