Вологодская роспись по дереву. Вологодская роспись по золоту. Вологодская художественная роспись


На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX – начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи. Приглашаем познакомиться с некоторыми из них.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера – шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние – насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.


Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции – древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок – красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи – символика мироздания и мироустройства.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия – шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки.
Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, – основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Кичменгско-Городецкая роспись

Кичменгско-Городецкая роспись бытовала на пограничье современных Костромской, Кировской и Вологодской областей. Во многих деревнях Кичменгско-Городецкого района предметы мебели и внутренняя отделка домов были украшены сочной декоративной живописью. Выполнялись росписи в свободно-кистевой манере, то есть маховым письмом, что позволяло быстро расписывать большие поверхности. Во второй половине XIX – начале XX века мастеровые из Костромской и Вятской губерний целыми артелями расписывали интерьеры крестьянских домов: заборки, стены, двери, голбцы, а также мебель и предметы быта: шкафы, зыбки, прялки, сундуки. Росписи выполнялись масляной краской без грунтовки обычно на охристых или красных фонах. Основными цветами были красный или бордовый, белый и зеленый. Желтый, синий и черный часто служили в качестве добавочных. Любимым изображением мастеров был лев. В живописных композициях он всегда занимал ведущее место. Лев воспринимался в качестве стража, оберегающего хозяйское добро. Народ ценил силу, мужество и благородство в облике зверя. В Кичменгско-Городецкой росписи были распространены букеты, состоящие из роз, тюльпанов, лепестков цветов и гроздей винограда.


Древнейший символ традиционного народного искусства Русского Севера – Древа жизни – просматривается и в Кичменгско-Городецкой росписи. Ведущий орнаментальный сюжет «цветущая ветвь», одна или несколько, переплетаясь с другими, поднимается вверх и заканчивается мощным «виноградием». «Виноградие» – распространенный символ в культуре Русского Севера, несущий благополучие и богатство. «Виноградия» – так называются поздравительные песни с пожеланиями добра и счастья. Такие песни пели в Вологодской области колядовщики на Святках при обходе дворов с благопожеланиями, а также в свадьбу молодым. Это жизнеутверждающий символ цветения в природе и человеческом житье.
Эта роспись получила свое название от села Верхняя Уфтюга (в местном наречии «Ухтюга»), расположенного в 60 километрах от Сольвычегодска, и, как говорят старожилы, в «ста десяти километрах санного пути» от Великого Устюга. Прежде эта территория принадлежала Сольвычегодскому уезду Вологодской губернии. Сегодня Верхняя Уфтюга относится к Красноборскому району Архангельской области.


Изысканность и сдержанность, тонкость и изящество, гармония и пропорциональность элементов, нежные пастельные тона – вот что характеризует уфтюгскую роспись. Ее традиционная композиция – гибкая ветвь, украшенная тюльпанами или «котлами», как их называют местные мастера, плодами и листьями. На ветвях сидят изящные и грациозные птицы, подобные райским. Такая роспись украшала туеса, коробья, прялки, колыбельки, уподобляя убранство горницы райскому саду. Стиль росписи хорошо узнаваем.


Верховажская роспись относится к числу свободно-кистевых росписей, когда мастер наносит рисунок свободными живописными мазками. Если для написания элемента необходимы два или три цвета одновременно, то используют белильную оживку – белильные блики, моделирующие форму изображения. Мотивы рисунка могут быть как растительными (розан, ягодка, тюльпан, листок), так и животными (лев или птицы). Верховажская роспись имеет свои особенности: изображение выполняется без предварительной прорисовки, наблюдается визуальное смешение техник «оживки».


По материалам Н. Путиловой, О. Гладышевой,
Л. Корчаговой, Т. Горбатовой, О. Оленевой.

Роспись по дереву наравне с другими видами традиционного народного творчества входит в золотой фонд отечественной культуры. Многие традиционные центры росписей в большей или меньшей степени давно изучены и успешно развиваются в насгоящее время. Большое количество публикаций посвящено хохломским (семёновским, крутецким), Городецким, северодвинским росписям, народной художественной кулыуре Ваги, Мезени, Прикамья, Печёры.

К сожалению, многие центры крестьянских росписей, имеющие локальное значение, пока ещё не получили должного освещения в научной литературе. До недавнего времени к числу таких малоизвестных росписей вологодского края относилась и шекснинская золочёнка. Это графическая роспись с яркими растительными и геометрическими орнаментами, выполненными золотым и чёрным цветом на красных фонах. В фондах Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (далее ВГМЗ) имеется 21 прялка и два трепала с шекснинской золоченкой, созданных в конце XIX- начале XX века и 13 предметов сувенирного характера, выполненных современными мастерами.

Впервые произведения с этими росписями были опубликованы сотрудником Загорского государственного историко-художественного музеязаповедника О.В.Кругловой после проведения в 1968 году экспедиции в Шекснинский и Череповецкий районы Вологодской области и последующего показа экспедиционных материалов в Вологодском краеведческом музее. Коллекция предметов с шекснинской золочёнкой в Вологодском музее была сформирована в результате нескольких историко-эгнофафических и архиографических экспедиций.

Целевые экспедиции по сбору материалов по «Шекснинской золочёнке» были совершены в 1990 и 1992 годах сотрудниками отдела народного и декоративно-прикладного искусства ВГМЗ. Местные жители эту роспись называли «золочёнкой». Однако в научной литературе такой термин закреплён за традиционными росписями, бытовавшими в Новоладожском уезде Петербургской тубернии. Здесь были распространены росписи с живописными «вазонами» и букетами на золотых (бронзовых) фонах, которые коренное население также называло золочёнкой. Под этим названием они и были опубликованы сотрудником Русского музея М.А.Сорокиной, тщательно исследовавшей этот центр.

Исходя из выше изложенного, было предложено традиционные народные росписи, бытовавшие в средней части бассейна реки Шексна, называть «шекснинской золочёнкой», т.к. это определение уже утвердилось в музейной практике и среди мастеров. Благодаря деятельности студии «Вологодские росписи», успешно работающей при ВГМЗ, была отработана методика письма шекснинской золочёнки. Обучение этой росписи вошло в учебную программу Губернаторского колледжа народных промыслов города Вологды. Активно с этой росписью работают мастера и художники фирмы «Надежда», занимаются развитием местной росписи и мастера Шекснинского района.

Для успешного восстановления народных росписей требуется не механическое копирование, а углублённое изучение народной художественной культуры края, знание географии росписи, особенностей развития ремёсел в данной местности, представление о рынках сбыта, экономических и культурных связях территории.

Росписи шекснинская золоченка были распространены на небольшой территории, в бассейне верховьев рек Тошки, Согожи, Углы, ка терригории Домшинского, Любомировского, Братковского и часги Чёбсарского сельсоветов Шекснинского района Вологодской области.

Северная граница раскроем ранения росписи проходит но линии, соединяющей населенные пункты Кущуба, Чёбсара, Шексна; восточная идёт но водоразделу рек Кольдуга, Кущуба и Лухоть, то еегь практически но восточной границе Шекснинского района.

Юго-восточная граница проходит через деревни Панушино, Поповское, идёт севернее заболоченного района Большой Гуласихи. Западная - от Еремеева и Любомирова поднимается к северу - к Браткову, Цибику и уходит через Молодки до Чёбсоры.

Восточная часть района до революции 1917 года входила в состав Вологодского уезда (Марьинская, Братковская, Несгсровская, Воронцонская, Сиземская вол.), а западная часть входила в Череповецкий уезд Новгородской губернии. Земли, на которых бытовала роспись, находятся на стыке границ Русского Севера и Верхнего Поволжья, что, конечно, не могло не отразиться на художественном и образном строе росписей. В основном, росписи в данной местности встречаются на прялках.

Тип прялок на территории в бассейнах рек Шексны и Согожи некоторые учёные относят к поволжским, другие считают разновидностью древней новгородской столбчатой прялки. К этому типу относятся согожанки, гаютинские и прялки с шекснинской золочёнкой. Прялки корневые (копыльные), более массивные, чем гаютинские, но лёгкие, так как изготовлялись из соснового дерева, а сосну не зря называют «звонкой».

В классификации А.А.Бобринского этот тип прялок не отмечен. Примечательна форма прялок. В сравнении с большими и массивными северными (каргопольскими, кирилловскими) прялки этого региона лёгкие, небольших размеров с маленькой трапецевидной лопасткой, высокой прямоугольной ножкой-столбиком и широким или лопатообразным устойчивым донцем.

Формирование росписи шекснинская золочёнка шло под влиянием многочисленных факторов. Прежде всего, необходимо учитывать традиционный уклад жизни населения, любовь жителей к красному цвету, который в древности имел семантическое значение. По мнению Б.А.Рыбакова красный цвет был цветом Рода, Творца Вселенной и человека. Представление о нём связывалось с огнём. Сочные браные узоры, называемые в данной местности «выкладами», и многоцветное выборное ткачество органично входили в праздничный женский костюм.

Раскрашивалась токарная посуда, швейки с фигурными точёными ножками, самопрялки, детали ткацких станов и даже берестяные лычки в плетёных изделиях. Образцы бранного и выборного ткачества с вышивкой цветной тамбур. Ритмичное чередование цветных полос также являлось декоративным убранством предметов. Необходимо отметить, что территория бытования росписи находилась на тортовых путях, и близость крупных городов влияла на формирование вкусов местного населения.

И, наконец, крупнейшие монастыри Русского Севера: Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Череповецкий Воскресенский с богатейшими собраниями икон, рукописных книг, драгоценных узорных тканей, предметов прикладного искусства, великолепной архитектурой оказывали огромное влияние на эстетическое и нравственное развитие населения. Центром духовной культуры являлся также и Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь (ныне затопленный Рыбинским водохранилищем).

В монастыре игуменьей Таисией была собрана библиотека из «значительного числа редких книг»". Исследуемый район имел много старообрядческих приходов. В домах старообрядцев бережно хранились старые иконы, произведения мелкой пластики: медные литые иконки и кресты с перегородчатыми эмалями. Основы художественной образности шекснинской золочёнки восходят к богатой древнерусской культуре: иконописи, рукописной миниатюре, орнаментальному оформительскому книжному искусству.

На одной из прялок на торцовой стороне в месте перехода ножки в донце нанесена круглая золотая печать, что действительно свидетельствует о влиянии книжного искусства. Орнаменты росписи отдалённо напоминают миниатюрные заставки рукописных книг. Росписи на многих прялках писались также как и иконы, по левкасу, цветовой строй близок иконописным памятникам. Мастера не переносили готовые орнаменты на бытовые предметы, а творчески переосмысляли и перерабатывали накопленный опыт, они восприняли книжную и иконописную традицию, соединили её со своим мифопоэтическим миропониманием и создали яркую декоративную роспись.

Перед росписью мастера грунтовали дерево, использовали красные охры. Для наведения фона брали краски, перетёртые с олифой, возможно, наносили слои несколько раз, предпочитая тонкие лессировочные. Этот факт также указывает на то, что технологически мастера росписи много взяли от иконописи. В орнаментальных композициях на ножках прялок угадываются стилизованные изображения церквей, увенчанных луковицеобразными главами или купольными покрытиями. Они перекликаются с образами храмов на древних иконах. Искусство иконописи, безусловно, наложило отпечаток на творчество мастеров росписи.

Писали, возможно, оловянным порошком, растёртым также на олифе, вероятно, с добавлением смолы. Для черной разживки применяли фабричные краски либо сажу, растёртую на олифе. Готовую роспись покрывали в несколько слоев густой или более жидкой олифой. Под слоем олифы серебряный цвет превращался в золотой. Росписи выполнялись по жёсткой композиционной схеме, и представляли собой стилизованные растительные и геометрические орнаменты на красных, бардовых, реже охристых фонах.

Золотой цвет росписи в сочетании с чёрным контуром и красным фоном составлял яркую контрастную праздничную гамму и был созвучен красочному строю древних икон. Часто приходится слышать от людей, незнакомых с росписью шекснинская золочёнка, что они напоминают золотую хохлому. Надо ли говорить, что и та, и другая роспись развивалась под воздействием древнерусского искусства, искусства иконописи. Мастера на лопастках прялок изображали раскидистый куст или переплетённые ветки с сидящей на них стилизованной птицей. Птица писалась в профиль с поворотом головы вправо - «птица с оглядкой» и была больше похожа на сокола.

Тело птицы у одних мастеров вытянутое и несколько уплощённое, у других более округлое. Хвост с разработкой отдельных перьев зачастую переходит в пучок трав или листьев, крыло чуть приподнятое вверх, голова увенчана небольшим хохолком. На голове выделялись большие круглые или с удлинённым разрезом век глаза, клюв загнутый, отчего многие птицы кажутся хищными. Лопастка прялки - семантически значимая часть, на ней, как правило, изображали знаковые образы. В народной мифологии золотая птица называлась Жар-птицей и символизировала Солнце.

По представлениям наших предков Солнце подобно «златокрылой блистающей птице» возносится на небесный свод и озаряет землю. Из далёкого времени до нас дошла поговорка: «Ясен сокол пришёл - весь народ пошёл», то еси» встало солнце, пробудились люди. В некоторых легендах птица-Солнце восседает на старом дубе. По мнению А.Н.Афанасьева, народная фантазия годовое течение времени уподобляла растущему дереву, на котором гнездится птица-Солнце.

На прялках древо в виде раскидистого золотого куста может служить метафорическим образом иного мира (рая). На некоторых лопастках изображено только одно Древо (куст) без птицы. Раскидистые ветви с мягко-изогнутыми стеблями, подвижными листьями и тюльпанообразными цветами занимают практически всю плоскость лопастки. Среди лист вы мастера помещали круглые завитки с ягодами и своеобразные плоды. Рисунок заключался в рамочку по контурам лопастки. По верхнему краю шёл орнамент из полукружий, пересечённых углами с воппятыми сторонами или перекрещенных волнистых линий с острыми мысами, а по боковым сторонам и низу сдвоенные полуовальные или прямые линии.

Художник словно обрамлял вход в этот сказочный мир, изображённый на семантически значимой части прялки. Городки очерчивались золотистыми и чёрными линиями, с розеткой (точкой) в середине, треугольники второго ряда городков обычно окрашивались мастерами в тёмно-зелёный или даже чёрный цвета, таким образом, выделяя ещё ярче украшение ромбовидных рисунка с внешних и акцентировались чёрными линиями, густая штриховка выполнялась вдоль краёв или посередине листьев, на плодах и изображениях птиц, что придавало незначительный объём всей композиции.

Ножка полностью или частично украшалась стилизованными растительными орнаментами с элементами геометрического рисунка в виде ромбов и треугольников с вогнутыми сторонами, петлеобразными фигурами, круглыми розетками. В рисунке часто встречаются ромбы с точками - символами засеянного поля, в народном фольклоре знака плодородия и изобилия. Росписи на ножках связаны и с земным миром.

Условно и схематично в орнамент вводились архитектурные элементы: окна, крыши, купола, шпили храмов и т.д. Такие изображения были навеяны зачастую окружающей действительностью. Западные земли Вологодской губернии отличались обилием храмов и часовен, в жилых помещениях часто устраивались сдвоенные окна, так называемые итальянские, которые давали больше света. Мастера умело вплетали архитектурные конструкции в растительный орнамент из симметрично расположенных листьев, капель, завитков. Элементы росписи подчеркивались, а н некоторых формах и заполнялись чёрным цветом, в роспись тактично вводился зелёный цвет.

Рисунок на ножке обрамлялся по краям золотыми и чёрными линиями. Боковые стороны ножек иногда расписывали завитками «с ягодкой», волнистым стеблем с листиками или плетёнкой. На оборонной стороне лопастки мастера могли указать дату создания росписи. На тех прялках, где середину лопасгки, куда привязывали куделю, очерчивали чёрной рамкой и оставляли неокрашенной, виден по границе охристо-оранжевый первый слой краски. На большей части прялок оборот лопасток вовсе не окрашен. Донце окрашивалось только частично у головки или отделялось от росписи и окраски чёрной линией.

Сохранились имена мастеров, работавших в конце Х1Х-начале XX века:

  • Дитин Григорий Леонтьевич (1875-1965), д. Кожевниково;
  • Пряжеников Иван Иванович, д. Дьяконица;
  • Ротов Иван Ефимович, д. Великая;
  • Урасков Иван Яковлевич, д. Дьяконица и
  • мастер Василий Северьянович из д. Булатово или Дьяконица.

Многообразием элементов, стройностью орнаментов, изяществом рисунка выделяются работы И.Е. Рогова и Г.Л. Дитипа.

Работали масгера по заказам, но прялочное ремесло не было поточным производством. Расписные прялки, как правило, покупали дочерям в приданое. По сведениям местных жителей, купить такую прялку могли в основном состоятельные родители, так как она стоила дорого. Это объясняет, почему в музейной коллекции имеются незначительные собрания или даже единичные экспонаты предметов с шекснинской золочённой.

Суммируя вышеизложенное, необходимо отметить, что при изучении местных видов или даже разновидностей уже известных типов росписи, открывается удивительный высокодуховный и красочный мир, мир, в котором счастливо переплелись далёкие языческие верования, житейские наблюдения и глубокие основы православия.

«Ещё совсем недавно народному искусству, в том числе и росписям, предрекали физическую гибель из-за потери интереса к нему населения. И действительно, многие промыслы и даже целые области народного искусства утраз или своё значение в быту, что привело их к быстрому исчезновению. Однако, не успев лиштъея, казалось бы, обречённой на гибель области своей культуры, человечество тут же ощутило острую потребность в ней».

Роспись по дереву, лубу и бересте была развита на Вологодской земле не меньше, чем резьба. Еще в давние времена стали известны районы, расписные изделия которых распространялись не только по территории края, но и вывозились за его пределы.

Особый интерес представляет художественная роспись народных бытовых предметов, занимавшая важное место в декоративном искусстве народов Севера. Роспись по дереву широко бытовала на Мезени и по Северной Двине, по Сухоне и ее притоку Югу и Лузе. Для украшения своего жилища крестьяне расписывали красками стены изб, перегородки в них, двери, печи, деревянную посуду и различную утварь вроде лубяных лукошек, поставцев, дуг, вальков и т.д.

Особенно любимым предметом для украшения среди двинских и сухонских крестьян была прялка. Наиболее частыми были сюжеты, отражавшие мечты крестьянина о счастливой и благополучной жизни: свадебные путешествия, гуляния, чаепития, деревенские посиделки, народные пляски, сцены охоты и т.д. Он чаще всего на прялках двинских крестьян встречается растительный орнамент, мотивы которого отражают любовь художника к северной природе. Двинские и сухонские прялки отличаются красотой украшения. В их росписях на белом или желтом фоне умело сочетаются красный и черный, зеленый и голубой цвета.

На Севере был особенно развит графический тип народных росписей – с четким контуром изображений и последующей раскраской внутри. Крупным центром такой расписной посуды и утвари было Пермогорье на Северной Двине, где уже в XVIII веке расписывали короба и лукошки, туеса и хлебницы, люльки и санки, чаши, стаканы, пивные кружки, а позднее – прялки.

Плавный растительный орнамент с характерным мотивом стрельчатого листа подчеркивает строгую выразительность форм предметов. Стиль пермогорских росписей сложился под воздействием развитых по соседству сольвычегодских и великоустюжских эмалей, чернения по серебру, тиснения и резьбы по бересте. Этот пласт древнерусской культуры дополнили птицы Сирины, единороги и львы из гравюр и лубочных картинок, а в XIX веке сценки и образы реальной жизни, все больше привлекавшие внимание народных мастеров. Поэтому в пермогорской росписи среди пышного травного узорочья можно видеть плывущую рыбу, хлопотливую курицу и гордо вышагивающего петуха, сцены катаний в санях, застолий и чаепитий.

Характерное для народного искусства изображение части вместо целого применил мастер, расписавший туесок из собрания Русского музея: два окошка и кисти от тяжелых занавесей должны обозначать пышные палаты, где происходит праздничное застолье. Тесно сидят за столом пять человеческих фигур в нарядных одеждах и головных уборах. Как картина в раме, сценка выделяется среди густого растительного орнамента.

На прялке, исполненной известным пермогорским мастером Д. А. Хрипуновым в 1911 году, изображены мужчина и женщина за чаепитием. Подробно переданы стол с самоваром, характерный жест, которым держат блюдца. У ног сидящих кошка и собака, расхаживают куры. На медальоне ножки – пряха за работой и мужчина с гармонью в руках. В таких сценках народный художник запечатлевал свои редкие минуты отдыха. Поэтому они выглядят торжественным ритуалом.

Уверенный рисунок с упругими линиями черных контуров и раскраска в четыре цвета – белый, желтый, зеленый и красно-коричневый – придают пермогорским росписям неповторимые черты.

Тема: Великоустюжская роспись.

Задание и материалы все в этом сообщении, рассылку по почте делать не буду. Все желающие порисовать пожалуйста дополнительно просмотрите ссылки.


Возникновение и развитие Великоустюжской росписи

В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Поэтому, в народном изобразительном искусстве нашли отражение и техника иконописания, и ее стилистические приемы, и ее терминология.

Среди живописцев русских северных городов добрую славу имели художники Великого Устюга. В XVII веке в городе было более тридцати пяти человек – живописцев-травщиков. Они писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Это стало толчком для образования великоустюжской росписи. В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью правилам – канонам, в росписях бытовых предметов они писали все, что хотели, что видели вокруг себя и что поражало их воображение. Все, что относилось к окружающей природе – деревья, холмики, цветы – называли травами, а художников, рисовавших их, – травщиками. Поскольку травщики специализировались и на писании орнамента, именно им в первую очередь поручали работы по украшению бытовых вещей. Но, несмотря на то, что все живописцы Великого Устюга были потомственными живописцами, унаследовавшими от своих предков мастерство рисунка, творчество устюжан нашло отражение и в искусстве древних художников. Упрощая технические рисунки устюжских росписей, они по–своему перевоплощали и содержание их. Поэтому если образы городских художников близки церковной книге, то у деревенских они родственны былине или сказке.

Авторы живописных творений хорошо знали и любили художественные произведения своего времени. Одни из них были грамотными и могли читать сами (об этом свидетельствуют включенные в роспись надписи на коробах и сундуках, хранящиеся в Великоустюгском краеведческом музее), другие слышали их у деревенских сказителей – ведь большая часть древнерусских произведений дошла до нас в устной передаче.
Очень часто устюжские художники XVII века изображали героев Древней Руси: это и легендарные богатыри (человек-конь Полкан, Бова-Королевич, царь Александр Македонский), звери (лев, единорог, грифон), птицы (Стратим-птица, птица Сирин, попугай), невиданные растения. Но наряду со сказочно-фантастическими сюжетами художники отражали в своих росписях и темы, заимствованные из окружающей жизни. Кроме того, даже сюжеты, навеянные сказкой или легендой, приобретали порой под рукой живописца реальные черты. Все вышеизложенное о великоустюжской росписи является достоверными научными фактами.

Композиционное решение в росписи

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. И если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение народности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально–образного решения темы. Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента. Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

В великоустюжской росписи используется растительный и геометрический орнамент. В любой росписи растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток... Наиболее часто встречается мотив «Древо жизни». Это единое целое, это ведущая линия в орнаменте, к которой прикрепляются все остальные элементы. «Древо жизни» (древо – дерево) старше человека и животных, оно пришло из глубокой древности. Его считают причастным к сотворению мира. «Древо жизни» уходит корнями глубоко в землю того края, где мы живем, где живет наш народ, где пекут по–своему хлеб, поют свои песни, хранят свои легенды и помнят историю прапрадедов. И если мы будем знать песни своего народа, обычаи, праздники, то и «Древо жизни» будет расти.

«Древо жизни» является символом творческих сил природы, незыблемости, миропорядка. Птицы, которые могут сидеть на ветвях «Древа жизни», являются вестниками счастья, они символизируют хозяина и хозяюшку. Стражем его является лев – хранитель очага. Наиболее часто «Древо жизни», его мотив изображается как цветущий куст – это относится и к великоустюжской росписи, и является растительным орнаментом. В устюжском узоре изображение цветка тюльпана является единственным мотивом росписи. Он заменил собою все остальные растительные элементы древнего травного орнамента. Однако это не помешало введению большого разнообразия деталей в каждом цветке. Он давался в различных ракурсах, приобретал иногда довольно далекий от оригинала вид. Некоторое объединение возможностей декорировки при использовании всего лишь одного растительного орнаментального элемента обычно компенсировалось изображением птиц, зверей, мифических существ и даже человека.

О чем рассказывает одежда гeрoeв

Жанровая сценка: по сторонам небольшого столика стоят двое – молодец и девица – с чарками в поднятых руках. Как ни лаконичен рисунок, художник сумел показать самое характерное: люди одеты в старинную длиннополую одежду и высокие шапки. Праздничность наряда художник показал нам по-своему, несколькими черточками и штрихами: полы платья он украсил рядами полукружий, значит, оно сшито из ткани с крупными цветами; заштрихованными полосками обозначил вышивку и узорную ткань на воротнике и шапке.

Если одежда героев передана художником так тонко и искусно, то изображение людей на первый взгляд может показаться по-детски неумелым. Очерченные почти прямыми и угловатыми линиями фигуры далеки от «натуры»: их руки разной длины и так изогнуты, словно вместо суставов у них гибкие пружины.

Художник не пытается сделать изображение объемным: у стола и стоящих на нем сосудов показаны только передние стенки, на одеждах нет ни одной складки. Вместо лица кружок, глаза и брови обозначены двумя запятыми, а нос и рот – прямыми черточками. Вся фигура повернута к зрителю в фас, а ноги – в профиль.

Так одевались бояре в допетровской Руси. Значит, своих героев художник одел в соответствии с обычаями своего времени.

Фрагмент росписи. Короб. Север. XVII век.

А сейчас поговорим об образах народного искусства - Берегиня, Сирин, Единорог, Лев, Полкан и пр. Крестьянин, если не полностью, то все же частично знал их древний смысл. Вот почему он с таким упорством обращался не ко всем, а к определенным, большей частью одним и тем же сюжетам. Надо признать, что почти все образы народного искусства содержательны. Прежде всего, скажем о древних образах мифологического рода: о божествах, конях, птицах, древах жизни.

Лев – бесконечно добродушный с пастью до ушей, растянутой в улыбку. В них нет и намека на свирепость. Их морды иногда похожи на человеческие (скоморошьи) личины, решены очень своеобразно. Фигуры то просты, то затейливы, головы обращены к зрителю, и порой окружены узорной гривой, как солнечным сиянием. Тела изогнуты, приведены в родство с растительными, гибкими ветками, внедрены в их узор. Кажется, что они возникают из него, вырастают, выходят на наших глазах. Крестьянских львов нельзя бояться. Чаще они спокойно лежат в орнаменте, поджав под себя лапы, тихо помахивая процветшим хвостом. Порой готовы изогнуться и невероятным усилием поворачивают головы, неотступно следя за нами. Иногда же привстают как сторожевые псы, оберегающие жилье хозяина. Существует мнение, что изображение льва служило в качестве оберега, стража, стерегущее хозяйское добро. Но они и украшают жилище крестьянина, вносят чувство необычности. Лев в понимании народного мастера – иногда похож на доброго пса или котенка.

Птица сирин. В крестьянском искусстве сирины чаще всего изображались на свадебных прялках, на тех, которые жених дарил своей невесте. В народном искусстве сирин превращается в сказочную жар-птицу, удивительно красивую, как чудесный гость, впорхнувшую в убогую избу и озарившую ее своим сиянием. В крестьянском искусстве сирин как бы спустился с неба на землю. Его охранительная роль осталась, но заменилась более личным обращением к владельцу вещи. Сирины стали стеречь не отвлеченное «древо жизни», а самого человека.

Птица Сирин. Копия. Роспись внутренней стороны крышки сундука. Великий Устюг. Начало XVIII века.

Богатырь полкан. В произведениях устюжских художников Полкан встречается часто. На нем то кольчуга, то русский кафтан и круглая, опушенная мехом шапочка. Вооружен он всегда луком со стрелами. Нацеливая стрелу или прямо перед собой, или повернувшись всем корпусом назад. Полкан всегда в движении.

Грифон – это крылатый зверь. У него мощные лапы с выпущенными когтями, поджарое туловище, а шея с пышной гривой завершается птичьей головкой с острым клювом. Поднятые вверх передние лапы, закрученный хвост, расправленные крылья и хищно раскрытый клюв показывает, что зверь приготовился поразить своего противника. Под ногами зверя – холмы с травкой, а вокруг – извивающиеся стебли цветов пестрой окраски. Это мифический зверь – грифон.

Откуда пришел к нам на Русь мифический зверь грифон? Много сотен лет до нашей эры в странах Древнего Востока грифон, как и лев, считался божеством, позже стал эмблемой власти. С Востока, через Италию и Византию, он попал в страны Западной Европы и к нам, на Русь. Как и лев, грифон привлек россиянина своей храбростью и силой, причем своим могуществом он превосходил льва: ведь у грифона было туловище зверя, орлиный клюв и огромные крылья.

Стратим-птица. В средневековых легендах представления о птицах были не менее фантастичны, чем о животных. Им приписывали мифическую силу и власть. Считалось, например, что павлин своим криком может прогнать змей. Видимо, поэтому в росписях устюжан обязательно присутствуют птицы.
Стратим-птицу изображали в росписях на коробьях. У нее сильно вытянутое, будто сложенное из двух плоских дощечек туловище, которое под прямым углом переходит в такую же длинную шею, заканчивающуюся маленькой головкой с большим загнутым клювом. Такой же, как у грифона или льва, скошенный круглый глаз с любопытством смотрит куда-то вдаль, сильные когтистые лапы охватывали край рамки, а поднятые крылья говорят, что птица готова взлететь. Не пытаясь детализировать изображение или сделать его объемным, художник одинаковыми косыми черточками зачертил тело птицы, ее шею и край крыла. Тем не менее птица кажется нам живой, полной мрачной таинственности и загадочности: она не похожа ни на одну из известных в природе птиц.

Единорог очень похож на коня, но у него на лбу растет длинный и острый рог. Его поэтому так и назвали – единорог.

В некоторых легендах единорог, слившись в один образ с каким-то неведомым божеством, становится царем всего подземного царства.

Нарисованный на крышке на фоне трав и цветов, единорог весело скачет, напоминая жеребеночка, выпушенного пастись на зеленую травку.

Это сходство еще увеличивает его глуповато-удивленная мордочка, приподнятые для прыжка передние ноги, мягкая шоколадная окраска животного.

Цветовое решение в росписи

Устюжские художники расписывали бытовые предметы в XVII веке, как и иконы, яичной темперой, т.е. красками, растворявшимися в желтке куриного яйца. Однако распространение живописного мастерства вносит в старую иконописную (по–видимому, более дорогую) рецептуру и состав красителей цветовое упрощение. Если на иконы шли золото, серебро и такие дорогие краски, как бакан, киноварь, голубец, то в росписи бытовых предметов старались больше употреблять сурика и жижгла (желтый). Удешевляли и растворитель: вместо одного желтка брали все яйцо.

Цвет в великоустюжской росписи играл подсобную роль: раскрашивая нанесенные предварительно контуры изображений, художник отнюдь не пытался подражать природе или же оттенками цвета сделать их объемными. Главной целью его было сделать предмет как можно ярче и наряднее. Поэтому устюжские росписи были похожи отчасти на восточные ткани XVI – XVII века.

В наше время цветовая гамма в росписи осталась той же: используются в основном желтый, оранжевый, красный, зеленый, а иногда коричневый и голубой, для оживки идет черный цвет.
В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – согревающий, оживляющий, активный, энергичный; зеленый цвет создает спокойное, приятное, мирное настроение; желтый цвет – теплый, добрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Поэтому в росписи мастера отдают предпочтение желтому и красному цвету, которые делают предметы праздничными, создают атмосферу тепла и уюта.

Лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применять в декоративном прикладном искусстве помогает художнику наука о цвете (цветоведение или колористика).
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, вишневый и т.д. Итак, цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный...) и зависит от его места в спектре. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Цветовой круг обычно делится на две части – теплую и холодную. Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. И недаром в области ДПИ преимущество отдается теплым цветам, а не холодным. Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении со льдом, снегом, водой. Черный, серый, белый составляют группу нейтральных цветов.

Цвета спектров, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый. Они становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга.
В декоративной работе художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть изменены на символические. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов и нюансов.

Но нельзя забывать и о главном правиле: в каждом цветовом подборе один цвет должен быть основным, второй – дополнительным, за применением остальных надо внимательно следить – они не должны превалировать и могут служить лишь оживляющими общую гамму акцентами, их не должно быть очень много. Основной цвет всегда господствует над остальными, объединяя их вокруг себя.

Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».