Интарсия – вид мозаики по дереву. Интарсия - древнее искусство мозаики по дереву Картины интарсия
Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Технология такова, что в углубления основы из дерева делают вкладки также из дерева, которые отличаются от основы текстурой и цветом. Довольно часто интарсию называют инкрустацией . Это не ошибка, хотя последнее понятие подразумевает более расширенный список материалов, используемых в качестве вкладок.
Исполнение техники интарсии подразумевает плотную подгонку отдельных деревянных пластинок, составляющих узор по кромкам. Затем их склеивают и вкладывают в подготовленную заранее выемку в поверхности изделия, равную толщине набора. Лицевая сторона пластинок тщательно сглаживается и полируется, а нижняя часть оставляется шероховатой с целью лучшего сцепления с основой.
Из истории. Впервые интарсия появилась в Древнем Египте. Развитие данного вида украшения обусловлено отсутствием обильных лесных насаждением, как следствие, древесина ввозилась из других стран и стоила дорого. Поэтому древесина стала использоваться наряду с драгоценными и полудрагоценными камнями, слоновой кости. За счет легкости обработки, богатства декоративных эффектов, прочности соединения с основой и органичному слиянию с поверхностью изделия древесина постепенно стала преобладать над другими материалами, используемыми мастерами при украшении изделий из дерева.
Интарсия достигла высокого уровня в Древнем Риме и Греции. Саркофаги, выполненные из кедра, тиса и кипариса, украшались орнаментами сложных форм с использованием самшита, клена, железного дерева, падуба и кизила. Для изменения цвета древесины ее подвергали специальной обработке: пропитка маслом или квасцами, кипячение в краске.
Наивысший расцвет интарсии приходится на эпоху Возрождения в Италии. Так, в середине 15 века во Флоренции работало не менее 80 мастерских, которые изготавливали изделия с мозаичными украшениями. Основные мотивы - растительные и геометрические орнаменты. В качестве фона применялись темные породы древесины, а для рисунка — светлые, либо все наоборот.
Со временем орнаментальные композиции усложнялись, становились многокрасочными, а также появились перспективные изображения улиц, городов, некоторых сцен из будничной жизни человека, исторических событий. Для сюжетных наборов использовали гравирование, травление, а также обжиг древесины для изменения ее цвета.
Далее интарсия стала использоваться во Франции, Германии и других странах Центральной Европы. Так, в Германии в период 16 - начало 17 веков мозаичными панно украшались интерьеры общественных зданий. Мастера довольно часто использовали гравирование, в изображение включались элементы из слоновой кости и иных материалов.
Особенность интарсии - в качестве фона для украшений из мозаики выступает древесина изделия. Из-за сложности и трудоемкости инкрустационно-интарсионной техники ее использовали сугубо для украшения дорогих изделий, которые выполнялись из ценных пород древесины . Отделке же всех поверхностей уделялось особое внимание. Фон никогда не уступал по красоте отделке. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.
Подбирают разную по цвету древесину. В основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок.
Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.
Как и инкрустация, интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.
Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. Материал для маркетри – натуральный шпон, то есть однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород.
На примере бабочки рассмотрим основные этапы изготовления в технике интарсия .
Сначала распечатываем рисунок-схему по которой будем выпиливать детали изображения (рис.1). Для удобства на каждом фрагменте схемы отмечаем цвет древисины и направление волокон. Схему распечатывайте сразу в нескольких экземплярах, так как для каждого цвета древесины нужен будет отдельный лист.
Наклеиваем листочки бумаги с фрагментами схемы на отобранные по цвету куски древесины (рис.2). Лучше это делать на очищенную от пыли поверхность при помощи клея в аэрозольном балончике Spray 3M 75. Этот клей предназначен для кратковременного закрепления легких материалов. Допускает многократное переклеивание, что используется в шелкографии, креплении схем, объявлений и т.п.
Затем подгоняем детали друг к другу (рис.5).
Склеиваем детали, если по условию схемы они должны находиться в одном уровне и обрабатываться совместно (рис.6).
Сглаживаем внешние грани деталей и полируем их (рис. 7).
Склеиваем все детали вместе (рис. 8).
Вырезаем из фанеры подложку немного меньшего размера и наклеиваем на нее бабочку (рис.9). Крепим петельку для подвешивания бабочки на
В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».
В чем заключается суть техники?
Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:
- Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
- Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
- Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.
На какие нюансы важно обращать внимание?
В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:
- всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
- используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
- достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
- не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.
Как правильно читать схемы для интарсии?
В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.
- Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
- Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
- Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
- Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
- Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.
Как перенести шаблон на дерево?
Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:
- с помощью копировальной бумаги;
- с использованием аэрозольного клея;
- наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
- обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.
Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.
Какие пилки использовать для интарсии?
Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.
Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.
Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.
Какие разновидности интарсии существуют?
Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.
Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.
Как сделать схему для интарсии?
Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .
Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.
Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.
Интарсия
Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.
Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.
Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.
Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.
Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .
Маркетри
Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.
Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .
Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.
Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.
Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).
Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.
Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .