Интарсия – вид мозаики по дереву. Интарсия - древнее искусство мозаики по дереву Картины интарсия


Интарсия - это процесс инкрустация деревом по дереву. Технология такова, что в углубления основы из дерева делают вкладки также из дерева, которые отличаются от основы текстурой и цветом. Довольно часто интарсию называют инкрустацией . Это не ошибка, хотя последнее понятие подразумевает более расширенный список материалов, используемых в качестве вкладок.

Исполнение техники интарсии подразумевает плотную подгонку отдельных деревянных пластинок, составляющих узор по кромкам. Затем их склеивают и вкладывают в подготовленную заранее выемку в поверхности изделия, равную толщине набора. Лицевая сторона пластинок тщательно сглаживается и полируется, а нижняя часть оставляется шероховатой с целью лучшего сцепления с основой.

Из истории. Впервые интарсия появилась в Древнем Египте. Развитие данного вида украшения обусловлено отсутствием обильных лесных насаждением, как следствие, древесина ввозилась из других стран и стоила дорого. Поэтому древесина стала использоваться наряду с драгоценными и полудрагоценными камнями, слоновой кости. За счет легкости обработки, богатства декоративных эффектов, прочности соединения с основой и органичному слиянию с поверхностью изделия древесина постепенно стала преобладать над другими материалами, используемыми мастерами при украшении изделий из дерева.

Интарсия достигла высокого уровня в Древнем Риме и Греции. Саркофаги, выполненные из кедра, тиса и кипариса, украшались орнаментами сложных форм с использованием самшита, клена, железного дерева, падуба и кизила. Для изменения цвета древесины ее подвергали специальной обработке: пропитка маслом или квасцами, кипячение в краске.

Наивысший расцвет интарсии приходится на эпоху Возрождения в Италии. Так, в середине 15 века во Флоренции работало не менее 80 мастерских, которые изготавливали изделия с мозаичными украшениями. Основные мотивы - растительные и геометрические орнаменты. В качестве фона применялись темные породы древесины, а для рисунка — светлые, либо все наоборот.

Со временем орнаментальные композиции усложнялись, становились многокрасочными, а также появились перспективные изображения улиц, городов, некоторых сцен из будничной жизни человека, исторических событий. Для сюжетных наборов использовали гравирование, травление, а также обжиг древесины для изменения ее цвета.

Далее интарсия стала использоваться во Франции, Германии и других странах Центральной Европы. Так, в Германии в период 16 - начало 17 веков мозаичными панно украшались интерьеры общественных зданий. Мастера довольно часто использовали гравирование, в изображение включались элементы из слоновой кости и иных материалов.

Особенность интарсии - в качестве фона для украшений из мозаики выступает древесина изделия. Из-за сложности и трудоемкости инкрустационно-интарсионной техники ее использовали сугубо для украшения дорогих изделий, которые выполнялись из ценных пород древесины . Отделке же всех поверхностей уделялось особое внимание. Фон никогда не уступал по красоте отделке. Изделия, украшенные интарсией, принадлежали самым богатым людям.

Подбирают разную по цвету древесину. В основе, например, деревянной столешницы вырезали место, куда затем вкладывали подходящие кусочки различной по цвету и узору древесины, чтобы составить определенный рисунок.

Детали, образующие узор, плотно подгоняются друг к другу, склеиваются и вкладываются в украшаемый предмет. Затем внешняя сторона набора тщательно полируется.

Как и инкрустация, интарсия зародилась на Древнем Востоке, в Египте, и достигла очень высокого уровня в Древней Греции и в Риме, где орнаменты делались из клена, самшита, падуба, железного дерева, кизила.

Но с течением времени эту технику упростили. Трудоемкую интарсию заменили техникой маркетри. Материал для маркетри – натуральный шпон, то есть однослойная облицовочная фанера из древесины различных пород.

На примере бабочки рассмотрим основные этапы изготовления в технике интарсия .

Сначала распечатываем рисунок-схему по которой будем выпиливать детали изображения (рис.1). Для удобства на каждом фрагменте схемы отмечаем цвет древисины и направление волокон. Схему распечатывайте сразу в нескольких экземплярах, так как для каждого цвета древесины нужен будет отдельный лист.

Наклеиваем листочки бумаги с фрагментами схемы на отобранные по цвету куски древесины (рис.2). Лучше это делать на очищенную от пыли поверхность при помощи клея в аэрозольном балончике Spray 3M 75. Этот клей предназначен для кратковременного закрепления легких материалов. Допускает многократное переклеивание, что используется в шелкографии, креплении схем, объявлений и т.п.

Затем подгоняем детали друг к другу (рис.5).

Склеиваем детали, если по условию схемы они должны находиться в одном уровне и обрабатываться совместно (рис.6).

Сглаживаем внешние грани деталей и полируем их (рис. 7).

Склеиваем все детали вместе (рис. 8).

Вырезаем из фанеры подложку немного меньшего размера и наклеиваем на нее бабочку (рис.9). Крепим петельку для подвешивания бабочки на

В широком смысле под интарсией понимают разновидность декоративно-прикладного искусства, представляющего собой технику инкрустации деревом по дереву. В более узком смысле интарсия – это объемные мозаичные картины, создаваемые путем компоновки различных сортов древесины, игры с ее оттенками и текстурными узорами. Об основных принципах этой техники и ее тонкостях поговорим на примере проекта «Золотая рыбка».

В чем заключается суть техники?

Создание мозаичной картины предполагает три базовых этапа:

  1. Выпиливание мозаичных сегментов по заранее подготовленной схеме. В зависимости от сложности проекта, количества элементов и их размеров для этих целей может использоваться как станок, так и ручной лобзик.
  2. Второй этап – шлифовка выпиленных сегментов и сглаживание их угловатости. Это делается для того, чтобы придать мозаике из дерева объем и глубину.
  3. Финальным этапом является склейка всех кусочков в единую картину и ее фиксация на фанерной или картонной подложке, выполненной в форме конечного изделия.

На какие нюансы важно обращать внимание?

В общих чертах интарсия выглядит довольно просто. Но чтобы ваши работы, выполненные в этой технике, превратились в настоящее произведение искусства, созданное своими руками, важно знать и руководствоваться определенными тонкостями:

  • всегда соблюдайте направление волокон, указанное в шаблоне;
  • используйте игру контрастов древесных оттенков и текстурных узоров. Если вы используете один цвет/вид древесины, работа получится монотонной и скучной. Интарсия должна включать разнообразие контрастных древесных оттенков, начиная от белых заканчивая темными;
  • достигайте глубины мозаики не только за счет стачивания угловатости каждого элемента, но и играясь с рельефом. Это делается путем занижения или поднятия некоторых сегментов, в зонах, где нужно визуально проработать объем;
  • не используйте слишком толстые заготовки, особенно для проектов с множеством деталей – это негативно скажется на качестве распилов и ухудшит внешний вид мозаики.

Как правильно читать схемы для интарсии?

В схемах для интарсии заложено много полезной информации, умея читать которую вы существенно упростите процесс работы и повысите ее качество.

  1. Каждый сегмент мозаики нумеруется цифрами, что существенно упрощает сборку.
  2. Стрелками указывается направление древесных волокон для каждого сегмента.
  3. Цвет контуров указывает на последовательность линий распила.
  4. Маркировка –1/4» означает, что толщину указанного сегмента нужно уменьшить на четверть дюйма (6 мм).
  5. Буквенной индексацией маркируется цвет древесины. К примеру, W (white shade) – значит, что нужно использовать сегмент светлых тонов, В (black shade) – темного тона, Y (yellow) – применение элемента с желтым оттенком.

Как перенести шаблон на дерево?

Существует несколько вариантов перенесения схемы для интарсии на деревянную заготовку:

  • с помощью копировальной бумаги;
  • с использованием аэрозольного клея;
  • наклеивание шаблона на двухсторонний скотч;
  • обводка вручную каждого вырезанного из бумаги элемента.

Методом проб различных подходов легко выбрать оптимальный для себя вариант переноса шаблона.

Какие пилки использовать для интарсии?

Для резки мелких деталей, проектов с резкими поворотами, а также для работы с мягкой или тонкой древесиной оптимальны лобзиковые пилки #3. Они обеспечат аккуратный спил, с минимальным объемом выпиленного материала, за счет чего мелкие элементы мозаики будут плотно подогнаны друг к другу.

Для распила твердых сортов древесины и работы с толстыми заготовками используют пилки #5 или #7. Также они уместны при выпиливании наружных кромок, которые не будут установлены рядом с другими элементами.

Если вы хотите избежать сколов на тыльной стороне, используйте пилки с реверсным (обратным) зубом. Лезвия с т.н. «пропущенным зубом», более эффективно удаляют стружку, препятствуя ее скоплению. Со временем мастер учится чувствовать особенности каждой пилки и находит свой оптимальный стандарт.

Какие разновидности интарсии существуют?

Интарсия – это свободная техника, в которой нет жестких правил и канонов. Деревянную блочную мозаику можно разнообразить элементами из стекла, камня или пластика. Не стесняйтесь активно использовать морилки, лаки, масла и красители для отделки и раскрашивания проекта.

Вместо обычных элементов мозаики можно использовать сложносоставные детали, в которых один вид древесины аккуратно врезан в другой. Такие текстурные разрывы придают проекту дополнительную оригинальность и привлекательность. Фактуру каждого элемента мозаики можно прорабатывать отдельно, используя техники выжигания, резьбы или применяя бормашину.

Как сделать схему для интарсии?

Свободные чертежи и схемы для интарсии в достаточном количестве представлены в Интернете, особенно в его англоязычном сегменте. Но при желании шаблон для мозаики можно создать самому, используя картинку или фотографию. Вы можете воспользоваться специальной программой, которая преобразует фото в схему. Классический пример подобного сервиса – online.rapidresizer.com .

Обладая минимальными навыками работы с графическими редакторами, к примеру, Adobe Photoshop вы можете самостоятельно преобразовать фотографию в контурный рисунок, который станет шаблоном для выпиливания.

Искусство инкрустации известно человечеству еще с древних времен. Для инкрустации можно использовать разные материалы (керамику, мрамор, металл и пр.), но один из самых податливых материалов - дерево. Поэтому инкрустация деревом по дереву (маркетри и интарсия ) очень популярна среди мастеров.

Интарсия

Из двух видов инкрустации по дереву интарсия появилась раньше - ее по праву можно считать «мамой» маркетри. При выполнении интарсии деревянные пластинки разного цвета и текстуры врезаются в деревянную же поверхность , что позволяет получить сложное фигурное изображение.

Считается, что интарсия зародилась еще в Древнем Египте , где древесину впервые стали применять для инкрустации наряду с более «благородными» материалами. Но пика своего расцвета интарсия достигла в Италии в эпоху Возрождения. В этой технике чаще всего украшали церковную мебель и утварь.

Первоначально преобладающими орнаментами были геометрические и растительные, но постепенно сложность работ, выполненных в технике интарсии, возрастала. Мастера начали изготавливать целые картины из дерева . Для того, чтобы сделать из более эффектными, использовали не только «игру» на контрасте светлой и темной древесины, но и обжиг, гравировку, травление древесины.

Как изготавливается изделие в технике интарсии? Сначала выбирается рисунок и делается эскиз, который разбивается на отдельные элементы (пластинки) - наподобие мозаики. Затем эти элементы вырезаются из дерева разного цвета и фактуры. Основной (фоном) для изделия выступает массив древесины, в котором при помощи специального режущего инструмента вырезают углубления для кусочков мозаики.

Лицевую сторону деревянных пластинок шлифуют и полируют, а обратную оставляют шероховатой, чтобы она лучше сцеплялась с фоном. Затем нужно плотно пригнать пластинки по кромкам, склеить и вложить в массив-основу. Изделие готово! Если кусочки мозаики выступают над основой - это называется рельефная интарсия . А если они находятся с ней на одном уровне - это живописная интарсия .

Маркетри

Маркетри - это упрощенная техника интарсии. По сути, это тоже мозаика из дерева, но кусочки мозаики изготавливаются из тонкого шпона, собираются между собой по кромкам, как паззл, склеиваются и наклеиваются на плоскую основу.

Маркетри - менее трудоемкая и затратная техника, чем интарсия, но это не значит, что она слишком простая. Для изготовления изделия в технике маркетри тоже важны аккуратность, терпение и художественный вкус .

Для маркетри используют натуральный шпон - однослойную облицовочную фанеру, изготавливаемую из различных пород древесины. Толщина шпона может быть разной (от 0,5 до 1,2 мм), а его цвет и оттенок зависит от породы древесины, которая использовалась для изготовления шпона. Кроме этого, для окраски дерева используют химические методы - например, прокрашивание морилкой.

Как и при работе в технике интарсии, сначала нужно продумать узор и нарисовать чертеж (шаблон) на плотной бумаге . Затем при помощи специальных инструментов из шпона вырезают кусочки мозаики и смазывают их столярным клеем. Затем «паззл» нужно наклеить на бумажный шаблон-чертеж, плотно пригнав друг к другу. Собрав мозаику, ее переворачивают и наклеивают на основу - украшаемое изделие.

Готовое изделие накрывают бумагой и на несколько часов кладут под пресс . Через два дня маркетри шлифуют, покрывают несколькими слоями лака или специальной мастикой. Через сутки мозаику полируют при помощи полировочной пасты и ткани (сукна, фетра, драпа).

Можно выполнять маркетри немного по-другому, врезая элементы мозаики в фон из шпона . Получившаяся мозаика закрепляется смазанной клеем бумагой и наклеивается на поверхность украшаемого изделия. Этот вид маркетри ближе по технике исполнения к своему «родителю» - интарсии.

Маркетри и интарсия используются для украшения мебели, при изготовлении , оригинальных картин, панно и сувениров. Для того, чтобы научиться работать в этих техниках, нужны не только аккуратность и художественный вкус. Очень важно знать, как «поведут» себя те или иные породы дерева при обработке, покрытии лаком и т.п. Но если очень постараться - можно в итоге получить настоящее произведение искусства .